Звуки [д], [д']. Буква Д, д

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

Звуки [д], [д']. Буква Д, д

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети познакомятся со звуками [д], [д'] и буквами, их обозначающими; научатся звуки [д], [д'] озвучивать, выявлять их характерные особенности;

• практически выделять новые звуки в словах, по алгоритму давать характеристику звукам [д], [д'];

• разовьют фонематический слух; способность логически мыслить, высказывать свои мысли, делать выводы;

• сформируют навыки правильного, плавного, выразительного осознанного чтения.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Обратите внимание на ленту букв и назовите парные согласные буквы. (Это буквы б и п; з и с.)

Какие орфограммы мы узнали? (Большая буква в начале предложения, в именах людей и кличках животных, в названиях городов, рек, озёр, морей и т. д. Мы умеем переносить слова с одной строки на другую. Узнали орфограммы на парные согласные в конце и середине слова.)

Подчеркните орфограмму, боб — ..., Боб — ... .

Проверьте эту орфограмму. Сделайте выводы.


2. Мотивация учебной деятельности

— Откройте текст «Виталик и Бобик» на странице 103. Объясните, почему оба слова написаны с большой буквы.

Читаем громко, правильно, внимательно смотрим на буквы, которые мы озвучиваем, видим и произносим слоги-слияния. Соблюдаем интонацию при чтении предложений. Отвечаем на вопросы. Найдите слово, в котором слышны звуки [б] и [б']. (Бобик.)


3. Работа по теме урока

— Отгадайте имя девочки, используйте первые звуки названий предметов. Что вы знаете о правописании слова Даша? (Имена людей пишутся...)



— Произнесите имя девочки и послушайте первый звук. Как произносится звук? (Кончик языка плотно прижимается к верхним зубам и быстро отрывается. Звук согласный, воздух встречает препятствие.)

На что ещё мы должны обратить внимание, слушая согласный звук [д]? (Даша — [д] — твёрдый.)

У Даши есть собачка, кличка которой начинается со звука [д]. Как её зовут? (Динка.)

Выполните звуковой анализ слова Динка, ([д']— мягкий согласный...)

Что ещё мы должны узнать о звуке [д]? (Это звук звонкий согласный, может быть твёрдым и мягким.)

Молодцы, вы сами сделали вывод о звуках [д] и [д'].

Объясните, как вы понимаете пословицу: Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Найдите новые звуки и дайте им характеристику.

Рассмотрите звуковые схемы к рисункам на странице 105. Найдите новые звуки и дайте им характеристику. Какой буквой они обозначаются? Для чего служит нам заглавная буква? (Для написания имён людей, кличек животных, названий городов и рек.)

Д — это домик аккуратный

С высокой крышею двускатной.

(В. Степанов)

Это что за теремок?

Из трубы идёт дымок.

(С. Я. Маршак)

— Поучимся печатать буквы Д, д и слоги да, до, ду, ды, ди, де.

Подчеркните слоги, в которых согласный д читается мягко. Почему так? (За ним идут буквы е, и.)

Теперь из этих слогов сделаем обратные слоги (ад, од, уд, ыд, ид, ед).

Напечатайте новый ряд букв под диктовку: «эн», «эль», «эм», «эр», «бэ», «дэ», «и», «о», «у».

Прочитайте слоги на странице 105. Прочитайте слова и объясните их значение.

Чем интересны слова в первом столбике? (От слова вода образовали все другие слова.)

Подчеркните одинаковую часть во всех этих словах. (Вод-.)

Объясните значение слова водопад.

Прочитайте слова второго столбика. Выделите общую одинаковую часть слов? (Труд.)

Придумайте ещё слова с такой же частью слова. (Трудный, трудится, трудовая (неделя).)

Что вы видите на картинке? (Водолазов. Они обследуют дно, очищают от ненужного мусора; ищут затонувшие корабли...)

Прочитайте текст на странице 105. Прочитайте ещё раз выразительно, без ошибок. Почему работа водолазов очень трудна и опасна? (Они спускаются глубоко под воду, дышат они с помощью баллонов с кислородом. Нужно быть очень осторожными, в море могут встретиться опасности.)

Подчеркните все буквы д в тексте. Какое слово самое богатое буквой д? (Подводные.)

Где работают водолазы? Это чьи папы? Прочтите в тексте. (У Нади и Димы...)

Напечатайте предложение: По дну реки идут водолазы.

Составьте сначала схему предложения, а затем напечатайте его.

Печатание идёт с комментированием.

Что изображено на картинке (с. 104)? (Дно моря.)

Кто работает на дне реки? (Водолазы.)

Что увидели водолазы на дне реки? (Сокровище. Клад.)

Представим, что пап зовут Дима и Денис. Составим про них предложение и напечатаем его. (Дима и Денис в море искали клад.)

Как слышится звук [д] на конце слова клад?

Проверьте орфограмму. (Клад — клады.)

Что ещё видели водолазы на морском дне? (Медузу, морскую звезду, осьминога, раковину с жемчугом, улитку, рыбу-пилу и др.)

Теперь послушайте пословицы. Объясните их значение. Прочитайте поочередно пословицы на странице 104. Подчеркните все буквы д. Какие звуки они обозначают? Что это за звуки? На примере слов (с. 105) труд — трудна.

Откройте страницу 106. Что означает слово звезда? Прочитайте, что об этом написано в учебнике.

Дети поочередно читают 1-е, 2-е, 3-е задания. Дополняют, что звезда есть на пилотке у солдата.


4. Рефлексия учебной деятельности

— Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что интересного вы узнали из текстов? Расскажите всё, что вы знаете о букве д?

Найдите в словах «опасные» места. Назовите орфограмму. Как её можно проверить?

Дзо...—

Го... —






Для любых предложений по сайту: [email protected]