Парные согласные звуки [д], [д'] и [т], [т']. Буквы Д, д и Т, т

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

Парные согласные звуки [д], [д'] и [т], [т']. Буквы Д, д и Т, т

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети познакомятся с парными согласными звуками [д], [д'] и [т], [т'];

• научатся различать их на слух и обозначать буквами д и т;

• познакомятся с их смыслоразличительной ролью в словах;

• сформируют навыки правильного, сознательного, плавного, выразительного чтения;

• научатся печатать слова с изученными буквами, проводить их слогозвуковой анализ;

• продолжат учиться ставить ударение в словах;

• понимать смысл текста, беседовать, отвечать на вопросы, самостоятельно составлять вопросы к тексту;

• познакомятся с рядом профессий.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— На странице 105 выберите показатели для характеристики звуков [д], [д']. (Дрозд, дети.)

Какие звуки близки по звучанию звукам [д] и [т]?

— Какие ещё парные согласные звуки вы знаете? [б], [б'] и [п], [п']; [з], [з'] и [с], [с'].

Послушайте пословицу: Наука хлеба не просит, а хлеб — даёт. Что такое здесь наука? (Это знания, умения, учёба.)

Как понимаете, что наука хлеба не просит, а хлеб даёт? (Когда человек много знает, много учится, получает профессию, тогда он может с пользой трудиться для себя и для своей Родины.)

На прошлом уроке мы познакомились с очень трудной, но и очень полезной профессией. Какая это профессия? (Водолаз.)


2. Мотивация учебной деятельности

— Послушайте пословицу: Авось да небось (как-нибудь) до добра не доведут. Как вы думаете, какой человек обычно произносит слова «авось да небось»? (Ленивый, глупый.)

О чём предупреждает нас эта русская пословица? (Не надо лениться, а надо трудиться. От труда будет большая польза. Будет много знаний.)

Игра «Полубуковка». Малыш поиграл с буквами, и остались только кусочки. Допишите их.

— Назовите гласные буквы. Каких гласных не хватает в ряду? Назовите все согласные буквы. Прочитайте все согласные с каждой гласной буквой. Образуйте слоги-слияния. Будьте внимательны при следующем чтении, так как порядок букв будет изменён.

Откройте тетради для печатания и запишите отгадки к загадкам (с. 106). (Пила, замок.)

Прочтите загадку, запишите слово-отгадку замо’к. Поставьте ударение над схемой и назовите ударную гласную. (Ударная гласная о.)

Прочтите загадку, слово-отгадка к которой пила. (Ударная а.)

Вспомните, куда пришла промокшая от дождя принцесса, которую назвали принцесса на горошине. (В за’мок.)

Произнесите это слово с ударением. Выполните схему этого слова.

Чем отличаются эти слова? (Схемы у них одинаковые, а вот ударение падает на разные слоги.)

От места ударения в слове и меняется его смысловое значение: за’мок и замо’к.

Дети произносят и убеждаются в правильности вывода.

— Прочтите текст на доске, правильно расставьте ударение в словах.

Мы закрыли 3АМОК на 3АМОК. 3АМОК был закрыт на ЗАМОК. ЗАМОК закрывал ЗАМОК и никого не впускал туда. Мы открыли 3АМОК и вошли в 3АМОК. 3АМОК весь 3АМОК от дождя. 3АМОК был окружён водой.

— Мы ещё познакомились с одним новым значением этого слова. Каким? (Замок в смысле промок от дождя, дом промок от дождя.)


3. Работа по теме урока

— Рассмотрите картинки на доске и из первых звуков названий профессий этих людей составьте имена. (Дима, Тима.)



— Напечатайте эти имена людей. (Имена людей пишутся с заглавной буквы: доктор Дима, дядя Тима...)

Произнесите эти слова и послушайте, как они звучат. Выделите первый звук. Составьте звуковые схемы этих имён.

Да, схема нам помогает определить звук — согласный он или гласный, твёрдый он или мягкий.

Что же ещё нам говорят разные буквы? (Они говорят, что один звук звонкий, а другой глухой.)

Да, и мы уже научились определять звонкий или глухой этот звук. Как мы это делаем? (Прикладываем руки к шее и произносим звуки [д] и [т]; [д] — звонкий, а [т] — глухой.)

Обратите внимание: а по артикуляции, как образуются эти звуки? (Одинаково. Только [д] произносится с голосом, а [т] — без голоса.)

Отгадайте, какую букву нужно поставить в конец слов: пру_, пру_. Чем интересны для нас эти звуки, какие они? (Они парные согласные звуки [д]—[т].)

Будьте внимательны при чтении слогов и слов с парными согласными звуками.

Как вы думаете, в каком ряду будет стоять буква д? (В верхнем. Она образует звонкие согласные звуки.)

А где уже стоит буква т? (Т стоит в нижнем ряду, она образует глухие согласные звуки.)

Проверим правильность ваших ответов (с. 106). Прочитаем скороговорки. Выучим их.

Что такое звезда? Прочитаем предложения.

Сколько пар букв согласных звуков мы уже знаем? Назовите их. (з—с, б—п, д—т.)

Прочитайте слоги в таблице на странице 107.

Верхний ряд читают нечитающие дети, второй — умеющие читать.

— Какие согласные даны в этой таблице? (Парные согласные д—т, з—с, б—п.)

Что вам хотелось бы поправить в этой таблице? (Последний столбик да и дя нужно перенести и поставить после столбика та и тя, так как они являются парными согласными и должны стоять рядом.)

Расскажите всё, что вы знаете о букве д. (Буква д обозначает согласные парные, звонкие твёрдый и мягкий звуки.)

Расскажите всё, что вы знаете о букве т? (Буква т обозначает согласные парные, глухие твёрдый и мягкий звуки.)

Прочитайте слова на середине страницы 107. Они помогут вам правильно прочесть текст.

Обратите внимание на слова сад, садовник на доске. Попробуйте продолжить столбик вниз, придумывая слова, которые бы тоже образовались от слова сад, чтобы у них была такая общая часть в словах. (Садовые (цветы); садовод; садик.)

Прочитайте текст, озаглавьте его. Про кого этот рассказ? (Про детей.)

Что решили сделать дети? (Они увидели сливы и решили их сорвать.)

А как они решили это сделать? (Денис перелез через забор.)

Ещё раз прочитаем текст и узнаем, что же было дальше. Что хотелось вам сделать, когда вы прочитали эти предложения? (Мне хотелось остановить Дениса. Нельзя брать чужое, нельзя перелезать через забор, там могла быть собака.)

Прочитайте третье предложение. Что же произошло на самом деле? (Мальчиков увидел садовник. Он позвал детей в сад и угостил сливами.)

Как вы думаете, что чувствовали дети, когда садовник открыл перед ними дверь сада? (Им было страшно. Их могли ругать. Им было стыдно, что они без спроса полезли за чужим добром.)

Почему садовник не стал ругать детей, а поступил иначе? (Он решил поучить детей не злом, а добротой. Нужно подойти и спросить. Тебя угостят. А красть нехорошо.)

Как чувствовали себя дети и особенно Денис? (Ему было стыдно. Он покраснел как рак.)

Когда говорят «покраснел как рак»? (Когда очень стыдно.)

Прочитайте вопрос в середине страницы 107. Определите, что у вас хотят спросить? (Спрашивают, какую букву надо поставить в слова.)

Подумайте и ответьте. (Вода и вата.)

Назовите ударные слоги и гласные. (Слоги да и ва. Ударные гласные и в 1-м, и во 2-м словах — а.)

Теперь определите, какую пару согласных нужно взять и поставить в эти слова. (Это слова дом и том.)

Дети объясняют значение этих слов.

— Рассмотрите картинку (с. 108), скажите, что вы видите. (Река, пароход, катер, речной трамвайчик.)

Почему пароход украшен, что там может быть? (Пароход экскурсионный. Там отдыхают люди. Пароход делает остановки в разных городах. Люди сходят на берег, идут на экскурсию и т. д.)

Прочитайте рассказ «Реки» под картинкой.

Учитель обращает внимание детей на значок-запятую.

— Значок показывает нам, что идёт перечисление чего-то. Что перечисляется? (Названия рек.)

Обратите внимание на написание слов в предложении. (Названия рек, озёр, морей пишутся с заглавной буквы.)

Продолжите чтение рассказа. Прочитайте второе предложение и замените слово суда другим похожим словом. (По рекам плывут пароходы, катера, речные трамвайчики, баржи, лодки.)

На картинке я обозначу предмет. Что это? (Это буй.)

Для чего он нужен? (Он отмечает, где глубоко. Иначе пароход и катера могут сесть на мель.)

Для людей это тоже знак: заплывать за буй нельзя, там глубоко.

Вы правильно прочитали. Вам встречались буквы, с которыми вы сегодня работали, и вы справились с заданием. Ответьте на вопросы.

Учитель обращает внимание детей на знак в конце предложений. Заслушиваются ответы детей.

— Если бы вам предложили продолжить эту таблицу, какие слоги вы бы добавили? (Слоги ди, ти и де, те.)

Но я сделала бы для новых слогов отдельную таблицу. Почему? (В этих новых слогах согласные читаются мягко, а в первой таблице все согласные твёрдые.)

Сделайте вывод о буквах гласных звуков. Из скольких частей будет состоять ваш вывод? (Вывод будет состоять из двух частей. 1. Если после согласного идут а, о, у, ы, то согласный читается твёрдо. 2. Если е, и, то согласный читается мягко.)

Прочитайте столбики слов на странице 108. Найдите предметы, которые можно встретить на реке. Объясните, что это за предметы? (Плоты — плот. На плотах плавают люди. Перевозят грузы.)

— Назовите предметы, которые можно встретить в саду. (Плод — плоды. Это всё то, что растёт в саду на деревьях: яблоки,...)

Прочитайте на доске слова и объясните их значение. (Серпы — серп. Это орудие труда. Раньше им работали в поле. Жали рожь, пшеницу. Сейчас их заменили комбайны.)

Прочитайте столбики слов (с. 109) и текст «Кто кем работает?».

Из всех столбиков слов (с. 105-109) выберите слова с орфограммой на парную согласную. Запишите их в печатную тетрадь.


4. Рефлексия учебной деятельности

— Что мы узнали нового на уроке? Что особенно понравилось? Что вызвало затруднение?

Как вы проверяете орфограмму на парную согласную? Пример: Каков труд, таков и плод.






Для любых предложений по сайту: [email protected]