Буква ю — показатель мягкости согласного звука. Буква ю, стоящая после гласной буквы и обозначающая два звука [й'у]

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

Буква ю — показатель мягкости согласного звука. Буква ю, стоящая после гласной буквы и обозначающая два звука [й'у]

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети узнают о букве ю как показателе мягкости согласного звука и букве, стоящей после гласной буквы и обозначающей два звука [й'у];

• научатся чтению на всем диапазоне изученных букв;

• расстановке гласных букв на ленте букв: а—я, о—ё, ы—и, у—ю;

• научатся ориентироваться на странице учебника, различать текст и набор предложений.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Прочитайте пословицу. Чему она учит нас? Любишь кататься, люби и саночки возить. (В этой пословице говорится о том, что иногда очень хорошо играть, веселиться, развлекаться. Но потом нужно убрать игрушки, прибраться, поставить на место спортивный инвентарь. С горы хорошо лететь, а санки трудно поднимать в гору, но это нужно делать самому.)

Найдите орфограмму чк. Что вы о ней скажете?


2. Мотивация учебной деятельности

— Послушайте задание.

Рыдают буквы в каждой строчке:

— От наших слов — одни кусочки,

У всех у нас одно начало,

И как назло, оно пропало.

Но если вы его найдёте,

То сразу все слова прочтёте:

(...абль, ...жик, ...зина, ...обка, ...мушка)

Дети определяют, какое буквосочетание исчезло.

— Отгадайте загадки. Выполните звуковые схемы к словам-отгадкам.

Что за будильник

Живой с гребешком

Крыльями машет,

А ходит пешком.

(Петух)


Загадка эта нелегка.

Пишусь всегда через два К.

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я...

(Хоккей)

Прочитайте стихотворение «Первый снег» (с. 44). Какое чудо произошло под утро в доме? Кто сможет изобразить кота, когда он вошёл в дом? Что он стал делать? (Кот стал стряхивать снег с лап.)

Как Я. Аким сумел донести до нас, какой первый снег? Как ты думаешь, чем пахнет первый снег? (Морозцем, свежестью.)

С чем сравнил автор снег? Как он про это рассказал? Кто смог выучить стихотворение наизусть?

Далее работаем с картиной «Первый снег».

Обратите внимание, как радовалась девочка, когда вышла на крыльцо дома? Расскажите, что изображено на картине.

Напечатайте под диктовку маленькие буквы: а, о, у, ы, я, ё, и, е. Теперь запишите их попарно так, как они располагаются на ленте букв, а — ?, э — е, о — ё, ы — и. Сколько закрытых пар гласных букв? (Три.)

С какими гласными согласные читаются твёрдо? (Са, о, у, ы.)

С какими гласными согласные читаются мягко? (С гласными я, е, и, ё, ю.)

Что интересного вы можете рассказать о буквах я, е, ё, ю? (Эти буквы могут обозначать один звук, когда стоят после букв согласных звуков. Могут обозначать два звука, когда стоят в начале слова, после букв гласных звуков и после разделительного мягкого знака.)

Будьте внимательны: у какого животного самая длинная шея? (У жирафа.)


3. Работа по теме урока

— Отгадайте загадку.

Закружится на острой ножке.

Жужжит, как будто бы жучок.

Захочет, вскачь пройдёт немножко,

Захочет, ляжет на бочок. (Юла)

Проведите слого-буквенный анализ слова юла и составьте схему в тетради для печатания. Сколько слогов в слове? (Два слога: ю-ла.)

Произнесите первый слог. Сколько слышите звуков? Какие? (Два звука [й’] и [у].)

Где мы слышим эти звуки? (В начале слова.)

Какой буквой будем обозначать эти два звука? (Буквой ю.)

В тетради для печатания выполните схему этого слова. (Первый слог состоит из двух звуков [и'], [у], образовавших слияние [й'у]. Второй слог ла.)

Учитель или дети показывают, как печатаются буквы Ю и ю.

— Напечатайте название любимой детской игрушки. (Юла.)

Какие звуки обозначает буква /о? (Буква ю обозначает два звука, когда стоит в начале слова.)

Послушайте стихотворение: на что похожа буква ю.

Ходит пешком

Калач с посошком.

— Прочитайте слоги с буквой ю на странице 47. Какой звук обозначает буква ю в слогах? Доскажите слоги до полных слов. (Буква ю стоит после согласной буквы и обозначает звук [у], юуказывает, что согласный звук читается мягко.)

Составьте слово рисую из букв разрезной азбуки. Сколько звуков обозначает буква ю в этом слове? (Два, потому что она стоит после буквы гласного звука.)

Сколько в слове слогов? (3 слога.)

Назовите слоги-слияния. (Ри, су, йу.)

Сколько букв в этом слове? (5 букв.)

А сколько звуков? (6 звуков.)

Напечатайте самостоятельно слово Юра. Сколько слогов в слове Юра? (Два.)

Назовите их. (Ю и ра.)

Сколько слышите звуков в первом слоге? (Два.)

Почему два звука? (Ю стоит в начале слова.) Второй слог вы составите сами.

Рассмотрите картинку на странице 47, на которой изображён ёжик. Какая профессия у ёжика? Найдите и назовите предмет, в названии которого есть буква ю. (Портной ёжик шьёт брюки.)

Что случится, если портной поспешит разрезать ткань? (Он испортит ткань. Есть пословица: семь раз отмерь...)

Что вы тут видите? (В слове утюг есть буква ю.)

Какой звук обозначает буква ю? (Буква ю обозначает один звук [у]. Указывает на мягкость согласного звука.)

Сегодня мы поработали со следующими словами. Прочитайте их на доске: Ю-ла, Ю-ра, у-тюг, ри-су-ю. Разделите на слоги.

Сколько в слове бывает слогов? (Сколько гласных в слове.)

Перенесите в правую сторону те слова, которые можно переносить с одной строки на другую.

Дети называют слова шью, юбка.

— Покажите все случаи переноса слов с одной строки на другую. Возможно ли ещё по-другому перенести это слово с одной строки на другую? (Нет, слово шью нельзя переносить с одной строки на другую.)

Прочитайте подпись под рисунком «Ёжик». Подчеркните букву ю, которая обозначает два звука. (Юбки, шью, одеваю, семью.)

Молодцы! Какой случай мы не разбирали на уроке? (Когда буква ю стоит после разделительного ь.)

В каких словах буква ю указывает, что согласный звук нужно читать мягко? (В словах брюки, всю. Буква ю — гласная. Она может обозначать один звук, когда стоит после согласной. В данных словах она служит для смягчения согласных. Может обозначать и два звука, когда стоит после гласной, в начале слова и после разделительного мягкого знака.)

Прочитайте слова, записанные на доске: юг, юла, юрта, юннат, юность.

— Отметьте те, которые нельзя переносить с одной строки на другую. Объясните почему.

Придумайте предложения со словами. Замените одну букву в словах на букву ю.

клёв — ... (клюв)

салат — ... (салют)

шляпка — ... (шлюпка)

лук — ... (люк)

крик — ... (крюк)

тук-тук — ... (тюк)

— Рассмотрите картинку (с. 46). Прочитайте четверостишие. Вспомните, из какой сказки эта иллюстрация. Расскажите, о чём в ней говорится. Зачитайте отрывки. (Произведение называется «Сказка о глупом мышонке» С. Я. Маршака.)

Прочитайте колыбельную песенку. Помните ли вы, какую песенку пела вам мама? Подчеркните ю. Какие звуки она обозначает?

Учитель раздаёт детям карточки для самостоятельного чтения. Карточки могут повторяться.

Мне папа компас подарил.

Я утром вышел в лес.

На «В» ни разу не свернул,

На «3» ни разу не взглянул —

Все шёл и шёл на «С»!

Иду на «Ю»!

Иду на юг!

Иду вперёд!

(М. Яснов)


Угадай слово.

Я в июне и в июле,

Что бы ни случилось вдруг,

Над облаками мы летим

По компасу на юг.

На берег моря,

В Южный Крым,

Где нет зимою вьюг.

(С. Маршак)


Юнга — будущий матрос —

Южных рыбок нам привёз.

(С. Маршак)


Вместе с мамой уезжаю:

А куда? На...

(Юг)

Дети зачитывают свои произведения, учитель оценивает чтение.


4. Рефлексия учебной деятельности

— Рассмотрите ленту букв и назовите пары букв гласных звуков. Назовите слоги-слияния с буквами согласных л, м, р, н.






Для любых предложений по сайту: [email protected]