Буква ю. Чтение слов с разделительным мягким знаком и буквой ю

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

Буква ю. Чтение слов с разделительным мягким знаком и буквой ю

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети научатся читать слова с буквой ю, которая стоит после разделительного мягкого знака и обозначает два звука [й'у];

• познакомятся с буквой ю, стоящей в начале слова, а также после гласной буквы, научатся читать слова с буквой ю, стоящей после согласной буквы;

• сформируют представление о том, что буква ю в начале слова, после гласной буквы обозначает два звука [й'у];

• о букве ю как показателе мягкости предшествующего согласного звука;

• расширят кругозор.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Прочитайте пословицу: К дому друга дорога никогда не бывает длинной. Объясните её значение. (В этой пословице говорится о том, что если тебе хочется повидать друга или ему нужна твоя помощь, то нужно как можно быстрее отправляться к нему и не думать, далеко ли это.)

Подчеркните в пословице все парные согласные. Какая буква гласных обозначает 2 звука?


2. Мотивация учебной деятельности

— Кто изображён на рисунке? (Зебра.)

Назовите животных, названия которых начинаются на каждую букву слова зебра. (Зубр, енот, барсук, бегемот, рысь, антилопа.)

— Какие буквы странные, совсем как иностранные!



— Прочитайте ряд слов, которые образовались от слова звонок: (Звон, звонок, звоню, звонкий, звонарь, звонница, звоночекf колокол.)

Все ли нравится вам в этом ряду слов? (Нет, здесь есть лишнее слово колокол.)

Что можете сказать про остальные слова? (Они все образовались от слова звон.)

Подчеркните одинаковую часть в этих словах. (Звон.)

Такие слова называются родственными.

Прочитайте наизусть стихотворение «Первый снег» Я. Акима (с. 47). О чём мечтают дети? (Дети ждут зиму. Хотят кататься на салазках, коньках, лыжах.)

Задание-ловушка: Вставь нужные слова (зима, Зима).

Раскинула ____________ свои снега пушистые.

В Иркутской области есть город __________________ .

Прочитайте наизусть колыбельную песенку (с. 46).

Дети выполняют задание.

— Прочитайте рассказ «У Юры была юла» (с. 48). Объясните, почему в одном слове пишется маленькая буква ю, а в другом заглавная буква Ю? (Ю пишется в имени собственном, юпишется в обычном слове, которое обозначает просто название игрушки — юла.)

Расскажите, когда слова пишут с большой буквы?

Прочитайте рассказ по ролям. Сколько учеников понадобится нам для чтения рассказа по ролям? (Три: Юра, Юля, автор.)


3. Работа по теме урока

— Прочитайте слова на доске.

Юг, к югу, играю, играют, юр, Юра, рисую, рисуют, юж, гюрза, читаю, читают, юз, изюм, пою, поют.

— Что обозначает буква ю в этих словах? (Два звука [й'у].)

Нужно ждать, когда самые внимательные дети заметят, что слово изюм не подходит под общее правило и оказывается в этой группе слов лишним.

— Когда буква ю обозначает два звука? (Буква ю обозначает два звука, когда стоит в начале слова и после буквы гласных.)

Прочитайте слоги (с. 49). Чем отличаются по произношению и чем похожи слоги-слияния? (Гласные дают один звук [у]. Различаются эти слоги-слияния тем, что согласные в слоге с гласнойю читаются мягко.)

Напечатайте предложения в тетрадь для печатания: Люся любит лютики. Что вы можете рассказать о буквах ю в этом предложении? (Они стоят после согласной л и указывают, что согласный звук [л'] читается мягко.)

Что нового заметили вы в предложении: Я полью лилию и юкку? Обратите внимание на букву ю. Что нового мы можем узнать, рассматривая и произнося слово лилию? (В слове лилиюбуква ю обозначает два звука, потому что стоит после гласной. В слове полью буква ю стоит после разделительного мягкого знака и обозначает два звука. В слове юкка буква ю даёт тоже два звука, так как стоит в начале слова. С такими случаями мы сталкивались, когда знакомились с буквами я, е, ё.)

Прочитайте слово с разделительным мягким знаком: полью. Что случится, если мы уберем ь? (Получится слово полю. Я полю сорняки.)

Что вы заметили? (Это уже другое слово, изменилось и его значение.)

Какие звуки даёт нам буква ю в словах? (Она даёт два звука в слове полью потому, что стоит после разделительного мягкого знака. В слове же полю даёт один звук [у].)

— Это и есть новый вывод, который вы сами сформулировали. Дополните наш прежний вывод. Расскажите всё о букве ю. (Буква ю гласная, обозначает два звука, когда стоит в начале слова, после гласной буквы, после разделительного мягкого знака. Обозначает один звук [у], когда стоит после согласной буквы и служит для смягчения согласного звука.)

Рассмотрим иллюстрацию (с. 49). Какое событие изображено на ней? (Это Новый год. Карнавал. Дети танцуют парами. Оркестр играет чудесную музыку.)

Составьте рассказ по картинке. Старайтесь правильно составлять предложения. Подберите имена героям карнавала. Придумайте заголовок.

Теперь прочитайте текст, который записал для нас В. Берестов. Подумайте, что это, стихотворение или рассказ. (Это стихотворение. Оно складное, хорошо читается.)

Прочитайте стихотворение. Какие новости вы узнали о детях, изображённых на иллюстрации? (Мы узнали, что это куклы. В Новый год они ожили и танцуют старинный вальс.)

Прочитайте ещё раз очень выразительно. Старайтесь показать, что куклы кружатся в музыке вальса.

Как вы думаете, кого забыл художник изобразить на картинке? (Юлу.)

Обратите внимание на ленту букв. Найдите место для буквы ю. Расскажите, почему ей определили место именно здесь. Какой букве мы должны найти пару? (Букве е.)

Прочитайте загадку на странице 48. Про кого эта загадка? (Про бегемота, петуха, крокодила, кабана.)

Прочитайте загадку, начиная с предложения о бегемоте. Что неясно вам в этих строках? (Тут всё ясно и понятно.)

Прочтите строки загадки. (Жил-был зверь на букву ю. Чистил мордочку свою.)

Да, оказывается, здесь есть ещё один непонятный зверь. Кто же он?

Дети читают загадку-шутку с соблюдением пауз и логического ударения.

— Вы полистаете учебник и на странице 69 найдёте отгадку на эту загадку и узнаете, что это за зверь на ю чистит мордочку свою.

Обратите внимание на слова. Прочитайте с левой стороны всех героев загадки... (Не написали кабана.)

Запишите слоги и слова с изученными буквами. (Рю (урюк), лю (люблю), лук — люк, круги — крюки, тюль, Ксюша, рюши, юбка, ключи, пью, лью, шью, вью, вьёт.)

Рассмотрите карточки слогов-слияний с буквой ю. Договорите имена людей.

лю — Люба, Люда, Илюша...

тю — Катюша, Митюша,

ню — Нюра, Нюся,

дю — Надюша.

рю — Андрюша, Варюша,

сю — Ксюша, Сюта, Васютка.

Прочитайте текст «Зимой».

Зимой

Была зима. Стоял лютый мороз. Люба и Люся бежали домой. Видит Люба: на дворе дети Андрюша и Нюра. Они сделали кормушку и повесили её на дерево. Андрюша насыпал в кормушку зёрен. Сюда прилетели синицы и снегири. Птички клюют зёрна и крошки.


— Как дети заботятся о птицах? Почему зимой надо помогать птицам? Обратите внимание на слово клюют. Что вы можете сказать о роли и свойствах буквы ю?


4. Рефлексия учебной деятельности

— Какая буква гласных осталась без пары? (е) Почему из гласных букв можно составить пары букв?






Для любых предложений по сайту: [email protected]