Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс
Великий педагог и писатель К. Д. Ушинский
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети познакомятся с творчеством К. Д. Ушинского;
• усовершенствуют навык правильного, выразительного чтения;
• проявят интерес к творчеству русских писателей;
• научатся бережному отношению к книгам;
• приобретут положительные качества личности, научатся внимательному отношению к людям.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Как вы понимаете смысл пословицы: Без терпенья нет ученья? (Для того чтобы чему-то научиться, нужно иметь терпение.)
Какие ещё качества нужны человеку, чтобы хорошо учиться? (Трудолюбие, старательность, аккуратность, внимательность, прилежание. Нужно развивать в себе эти качества.)
2. Мотивация учебной деятельности
— Какие сказки А. С. Пушкина ты знаешь? Что тебе особенно понравилось? Какие герои вызвали симпатию у тебя?
3. Работа по теме урока
Учитель рассказывает детям о К. Д. Ушинском.
— Прочитайте небольшое произведение К. Д. Ушинского.
— Завтра поучусь, а сегодня погуляю, — говорит ленивый.
— Завтра погуляю, а сегодня поучусь, — говорит прилежный.
— Как вы понимаете слово прилежный? (Старательный.)
Какую строчку выбрали бы вы для себя? Как вы думаете, кем по профессии был автор? (Наверное, он был учителем.)
Правильно. Глядя на портрет К.Д. Ушинского, вы можете сказать, в какое время он жил. (Он жил давно.)
Но, несмотря на это, мы много интересного и поучительного можем узнать из его произведений. Вот некоторые из книг Ушинского. Как вы думаете, о чём они? Почитайте книги Константина Дмитриевича. Вспомните, как с книгами нужно обращаться?
К. Д. Ушинский — великий русский педагог. Он жил давно, но и в наши дни человек, который хочет стать учителем, изучает его книги. В них советы, как учить детей.
Познакомимся с произведениями Ушинского.
Отгадайте загадку.
Солнце печёт.
Липа цветёт,
Рожь поспевает.
Когда это бывает? (Летом)
Из букв составьте это слово-отгадку. Какая буква из этого слова может обозначать иногда один звук, а иногда два звука? (Буква е.)
Когда она обозначает один звук, а когда два? Какие ещё времена года вы знаете? (Осень, весна, зима.)
Кому из вас нравится лето? Почему? Хорошо ли летом в лесу?
Рассказы детей о лете.
— Я сейчас включу запись звуков, которые можно услышать летом в лесу. А вы представьте, что сейчас там находитесь. Представили?
Учитель раздаёт детям карточки с рассказом «В лесу летом», без указания названия.
— Как бы вы назвали этот текст? Какие деревья увидел в лесу автор? (Сосну, ель, берёзу, осину, дуб.)
Прочитайте, что сказано о каждом дереве. Рассмотрите картинки с этими деревьями. Как вы думаете, правильно ли К. Д. Ушинский подметил особенность каждого дерева? (Очень точно.)
О каких растениях говорится в тексте? (О землянике, ландышах.)
Почему земляника так называется? (Ягодки растут около самой земли.)
Каких птиц услышал в лесу автор? (Дятла, иволгу, кукушку.)
Рассмотрите картинки. Какие животные повстречались Ушинскому? (Заяц, белка, медведь.)
Кого из них он видел, а кого только слышал? Какие растения, каких зверей и птиц вы видели в лесу? Понравился ли рассказ Ушинского?
Да, ребята, очень трудно определить, какое время года лучше. Но один мальчик попытался это сделать. Хотите узнать как?
Дети читают рассказ «Четыре желания».
Четыре желания
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит: «Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!»
«Запиши твоё желание в мою карманную книжку», — сказал отец. Митя записал...
Текст читается до конца.
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
— Кто герой этого рассказа? Что вы можете сказать о мальчике Мите? (Он весёлый, радостный человек. Митя очень увлекающийся ребёнок.) Почему Мите нравилась зима? Чем нравилась мальчику весна? Прочитайте отрывок о весне. А лето чем приглянулось Мите? (Летом он ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене.) Чем очаровала осень Митю? (Мальчик собирал яблоки и груши.) Получилось ли у Мити выбрать лучшее время года? (Нет, каждое время года хорошо по-своему.)
Прочитайте название рассказа «Худо тому, кто добра не делает никому» на странице 95. Что это за предложение? (Это пословица.)
Как вы её понимаете? Назовите буквы гласных, которые обозначают мягкость согласного звука. (Гласные и, е.)
Какие ещё буквы выполняют в русском языке похожую функцию? (Буквы я, ю, ё.)
Ушинский очень часто свои рассказы называл в форме пословиц. Например: «При солнышке тепло, при матери добро», «На мышку и кошка зверь» и т. д. Прочитайте рассказ «Худо тому, кто добра не делает никому». Кто герой этого рассказа? (Мальчик Гришенька.)
Понравился ли вам герой рассказа? Почему? Прочитайте рассказ сами. Как говорили брат и сестра друг с другом? (Грубо, жадничали.)
К чему это привело? (Они поссорились.)
А вот какой совет вы дадите этим детям? Как им нужно себя вести? Как нужно читать слова того, кто обращается к Грише с просьбой? А каким тоном придётся нам читать ответ Гриши?
Дети самостоятельно читают три рассказа К Д. Ушинского. Первая группа детей читает текст «Что знаешь, о том не спрашивай».
Что знаешь, о том не спрашивай
Мужик воз сена везёт, а другой ему навстречу. «Здорово!» — «Здорово!» — «А что везёшь?» — «Дрова». — «Какие дрова, ведь у тебя сено!» — «А коли видишь, что сено, так зачем и спрашиваешь!»
Тогда только мужик наш, почесав затылок, подумал про себя: «А ведь и вправду, для чего ж я спрашивал?»
— Что захотелось вам сделать в конце рассказа? (Рассмеяться. Глупый мужик почесал затылок, удивился: «Зачем спрашивал — сам всё видел?»)
Вторая группа детей читает текст «Два петушка».
Два петушка
Два молодых петушка подрались, и один победил. Побеждённый забился под сарай, а победитель взлетел на крышу и заорал во всё горло: ку-ку-реку! Откуда ни возьмись ястреб: схватил крикуна и унёс к себе на ужин.
— Как вели себя два петушка после драки? Как вы относитесь к петушку-победителю?
Третья группа детей читает текст «Всякой вещи своё место».
Всякой вещи своё место
Серёжа, как проснётся, так и начнёт свои вещи разыскивать: один чулок у него на стуле, другой под столом; один сапог под кроватью, а другого и в комнате нет. Возится Серёжа каждое утро, возится... и опоздает в класс.
О чём этот рассказ?
4. Рефлексия учебной деятельности
— С каким писателем мы познакомились на уроке? Какие рассказы Ушинского вам понравились? Чему они нас учат?