К. И. Чуковский и его произведения «Телефон» и «Путаница»

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

К. И. Чуковский и его произведения «Телефон» и «Путаница»

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети познакомятся с творчеством великого детского писателя и поэта К. И. Чуковского;

• усовершенствуют навык чтения на небольших, доступных произведениях;

• разовьют познавательные интересы;

• проявят интерес к творчеству русских писателей и поэтов;

• научатся заучивать понравившиеся отрывки из стихотворений наизусть.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Составьте слово из букв: е, е, е, в, с, л, ь. (Веселье.)

Какую роль играет мягкий знак в этом слове? (Мягкий знак здесь обозначает мягкость предшествующего согласного и отделяет согласный звук от гласного.)

Назовите ещё слова, в которых есть разделительный мягкий знак. Составьте ещё слово из букв: о, ь, с, а, р, д, т. (Радость.)

Какую роль играет мягкий знак в этом слове? (Он обозначает мягкость предшествующего звука.)

Назовите ещё слова с мягким знаком — показателем мягкости. Укажите, сколько в них звуков и букв. (Угольки, гроздь, плесень...)

Сегодня на уроке мы с вами будем читать и вспоминать произведения, которые принесут нам много радости.


2. Мотивация учебной деятельности

— Послушайте рассказ Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно».

Один-два ребёнка читают рассказ на с. 95.

— Какое впечатление осталось у вас о брате и сестре? (Они не дружны. Дети плохо относятся друг к другу.)

Как вы думаете, смогут ли дети осознать свои поступки и измениться? (Очень хотелось бы, чтобы они подружились. Они же брат и сестра. Родных надо беречь, жалеть и любить.)

Давайте вспомним произведения Ушинского и Толстого. Я буду кратко пересказывать рассказ, а вы скажите, кто его автор.

В этом рассказе два мальчика поссорились из-за коня. Мама забрала коня, и конь стал ничей. (Автор Толстой.)

А в этом произведении позвонил слон и попросил прислать шоколада. (Это произведение ни Толстого и ни Ушинского.)

Это произведение писателя, о котором мы сегодня и поговорим.


3. Работа по теме урока

— Обратите внимание на портрет на доске. Кто это? (Корней Иванович Чуковский.)

Корней Иванович Чуковский прожил долгую, полную, интересную жизнь. У него было четверо детей. Общение со своими и чужими детьми он считал лучшим отдыхом и огромным счастьем. Корней Иванович вставал в 5 часов утра, ложился спать в 9 часов вечера, выполнял точно в срок все обещания, отвечал на все письма, никогда не хвалил то, что ему не нравилось. А вы знаете, что Корней Иванович Чуковский до 37 лет не писал детских сказок и стихов. Но случилось так, что ему пришлось срочно ехать за своим маленьким сыном, который заболел и у которого была очень высокая температура. Корней Иванович вёз мальчика в вагоне поезда и для того, чтобы он не плакал и не хныкал, стал ему под стук колес рассказывать какую-то сказку, которую давно хотел написать, но которая раньше ну никак не получалась.

Жил да был Крокодил.

Он по улицам ходил.

Папиросы курил,

По-турецки говорил —

Крокодил, Крокодил

Крокодилович!

— Сын перестал стонать и плакать, пока Корней Иванович говорил, причём говорил как можно быстрее, и, конечно, сразу же забыл всю сказку. Прошло два-три дня, мальчик выздоровел, и тогда оказалось, что он запомнил эту сказку наизусть. Вскоре с Корнеем Ивановичем вновь произошло нечто подобное. Он сидел за своим письменным столом и работал над важной статьей, которую ему заказал один серьёзный научный журнал. Вдруг он услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо сказал ей:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам...

— Так на свет родился знаменитый «Мойдодыр».

Откройте учебник на странице 96-97. Рассмотрите иллюстрации. Из каких произведений эти герои?

Дети называют произведения: «Путаница», «Телефон». (Книги на выставке «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Муха-Цокотуха».)

— Давайте познакомимся с детскими книгами Чуковского.

На доску выставляются книги «Телефон», «Путаница», «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», «Айболит», «Мойдодыр» и др.

— Кто из вас помнит отрывки из произведений?

Дети читают отрывки.

— В учебнике у нас помещён отрывок из стихотворения «Телефон» (с. 96). Понравилось вам стихотворение? Кого из звонивших вы запомнили? Кому они звонили? (Звери звонили автору.)

Послушайте произведение в записи и ответьте на вопрос: «Что просили звери?» Какое настроение появилось у вас, когда слушали произведение Чуковского «Телефон»? (Было весело и смешно.)

Найдите в отрывке на странице 96 слова, в которых звуков меньше, чем букв. (Прислать, пять, шесть, съесть.)

Почему так происходит? (Буквы ьиъ звука не обозначают.)

Давайте прочитаем отрывок по ролям.

Работа в парах. Дети читают два-три раза.

— А теперь разгадайте кроссворд. Посмотрите, на доске стоят цифры от 1 до 6. Я загадаю вам загадки. Каждую отгадку запишем под своей цифрой.

1. Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком —

Он поделится медком. (Пчела)

2. Трав копытами касаясь.

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.(Олень)

3. Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт? (Солнце)

4. Удивительный ребёнок!

Только вышел из пелёнок.

Может плавать и нырять,

Как его родная мать. (Утёнок)

5. Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

6. Листья клёна пожелтели,

В страны юга улетели

Быстрокрылые стрижи.

Что за месяц, подскажи! (Август)

Заполните кроссворд.



— Рассмотрим запись слов, которая получилась у нас на доске. Кто видит слово, которое у нас получилось? (Посуда.)

Вспомните, в каком произведении Чуковского было очень много посуды. (В произведении «Федорино горе».)

Давайте прочитаем это произведение. Найдите отрывки, в которых очень хорошо слышится, как гремит и звенит посуда? Какое чувство у вас вызвала бабушка Федора? (Сначала её было не жалко, так как она грязнуля и не ухаживала за посудой. Но потом её стало жалко. Она исправилась.)

Как вы думаете, чему нас хотел научить Чуковский своим произведением? (Нужно быть аккуратным, чистым и беречь свои вещи.)

Рассмотрите картинки на доске и назовите изображённые предметы.

На доске картинки: кошка, поросёнок, утёнок, лягушка, курица, воробей, корова, медведь.

— Какие звуки издают эти животные?

Дети произносят звуки, которые издают эти животные.

— Правильно. А теперь, послушайте, что случилось однажды.

Читаем стихотворение «Путаница».

Понравилось вам стихотворение? Чем? Как вы думаете, почему зверята решили так поступить? (Захотелось пошалить.)

Прочитайте отрывок, который дан у вас в учебнике (с. 97). Кто с кем поменялся голосами? Подготовьтесь выразительно читать это стихотворение.

Из какого стихотворения Чуковского этот отрывок.

Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея зарубите!

……………………………………

Не покиньте меня,

В мой последний час!

(Муха-Цокотуха)

Рассмотрите иллюстрации, вспомните эту сказку.

Кто является героем этого произведения? (Комарик, который не испугался и защитил Муху-Цокотуху.)

Какие произведения Чуковского мы ещё не читали?

Дети перечисляют, в том числе и «Айболит». Учитель предлагает прочитать это произведение наизусть. Дети читают произведение хором за ведущим.


4. Рефлексия учебной деятельности

— С каким поэтом вы познакомились сегодня на уроке? Что вы узнали о Чуковском? Какое произведение у вас самое любимое?






Для любых предложений по сайту: [email protected]