С. Я. Маршак и его творчество

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

С. Я. Маршак и его творчество

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети познакомятся с творчеством С. Я. Маршака;

• усовершенствуют навыки безошибочного выразительного чтения;

• разовьют познавательные интересы;

• проявят интерес к творчеству русских писателей, стремление самостоятельно читать и слушать чтение взрослых;

• проявят желание собирать библиотеку.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Составьте слово из букв д, у, р, т. Какие пословицы о труде вы знаете? Нам с вами также нужно трудиться, чтобы много знать и многому научиться! Послушайте пословицы и объясните их значение.

Долог день до вечера, если делать нечего.

Грамоте учиться — всегда пригодится.

Труд человека кормит, а лень портит.


2. Мотивация учебной деятельности

— На каждую букву алфавита назовите профессию человека. О людях какой профессии мы узнаем много нового, интересного и полезного для себя? (О поэтах, писателях.)

Давайте вспомним авторов, с которыми мы уже познакомились. (Пушкин, Толстой, Ушинский, Чуковский, Бианки.)

Я буду в нескольких словах рассказывать об авторе, а вам нужно догадаться, о ком идёт речь и среди портретов на доске найти нужный.

—У него было четверо детей. Общение со своими и чужими детьми доставляло ему огромную радость. Он вставал в 5 часов утра и ложился спать в 9 часов вечера, выполняя все обещания. (Это Чуковский.)

Этот писатель ещё мальчиком проводил всё свободное время в лесу и слушал рассказы старых охотников. Героями его рассказов были животные, птицы, насекомые, дети. (Это Бианки.)

Он не писал специально для детей. Сказки он сочинял, слушая свою няню — Арину Родионовну. (Это Пушкин.)

Это великий русский педагог. Он написал новые учебники для детей, потому что старые были скучными и непонятными. (Это Ушинский.)

Книги этого писателя известны во всём мире. В своей усадьбе Ясная Поляна он организовал школу для детей из бедных семей, написал учебники и даже сам преподавал историю. (Это Толстой.)

Прочитайте информацию о В. В. Бианки на странице 98. О каких животных вы подготовили сообщения?

У учителя есть набор картинок с изображением разных животных. Заслушиваются рассказы детей.


3. Работа по теме урока

— Стихи писателя, о котором мы будем говорить сегодня, вы знаете с самого детства. Давайте вспомним некоторые из них.

Дети читают наизусть отрывки и сразу выставляют на доску книгу с этим произведением.

— Какие стихи о цирке С.Я. Маршака мы уже читали? Прочитайте стихотворение. О чём в нём говорится? (О цирке, о зверях, о их выступлениях.)

Найдите слова, в которых одна буква обозначает два звука. (Морскую, мытую, подбрасывает, фарфоровую.)

Почему эти буквы обозначают два звука? (Они стоят после гласных.)

Когда ещё эти буквы могут обозначать два звука? (В начале слова и после ь, ъ.)

А теперь откройте учебник на странице 82 «Как хорошо...» Вспомните это стихотворение. Как оно называется? Сколько же букв в русском алфавите? (33 буквы.)

Почему автор считает, что буквы — это ключи к книжкам? (Кто знает буквы, умеет их складывать, тот умеет и читать.)

Рассмотрите книги С. Я. Маршака. Подскажите, как найти нужное произведение, если в книге их несколько? (Нужно открыть оглавление.)

Хотите узнать героя одной из сказок С. Маршака? Отгадайте загадку.

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель... (Ёжик)

Прочитайте сказку, которая называется «Тихая сказка». Понравилась вам она? Чем? Как нужно её читать?

А где можно сразу увидеть много животных, причём из разных стран? (В зоопарке.)

Да. В зоопарке в клетках сидят не только взрослые животные, но и их детёныши. Рассмотрите иллюстрации в книге «Детки в клетке». Прочитаем наизусть стихи-малышки.

Жираф

Рвать цветы легко и просто ...


Зебры

Полосатые лошадки...


Страусёнок

Я — страусёнок молодой,

Заносчивый и гордый...


Тигрёнок

Эй, не стойте слишком близко — ...


Лебедёнок

Отчего течёт вода

С этого младенца?


Совята

Взгляни на маленьких совят — ...

Прежде чем мы начнём читать стихи «Угомон» на странице 100, скажите, что говорят сильно расшумевшимся детям. Как их успокаивают? (Успокойтесь, перестаньте, угомонитесь.)

Как вы думаете, кто такой Угомон? (Тот, кто всех успокаивает.)

Понравилось вам стихотворение? Чем? Прочитайте стихотворение ещё раз. Старайтесь читать целыми словами, правильно, выразительно, показывая голосом, как успокаивают дети друг друга. Что подумал автор, когда услышал шум в школе?

Ответы по содержанию текста. Возможно выборочное чтение.

— Откуда же появился этот шум? Кто его начал? Почему, несмотря на просьбу, шум в классе продолжался? (Потому что все дети стали одновременно успокаивать друг друга.)

Какие слова использовал автор, чтобы показать, что ребята очень громко разговаривали? (Крикнули, закричали, заорали.)

К чему привело такое поведение ребят? (Учительница пения хотела убежать из класса.)

Кто исправил эту ситуацию? (Появился Угомон.)

Давайте прочитаем, как Угомон появился в классе? Почему эти слова напечатаны крупными буквами? (Автор хотел, чтобы эти слова стали правилом для всех других детей.)

Прочитайте это стихотворение выразительно. Каким тоном, с какой интонацией надо прочитать первые две строчки? (С удивлённой, вопросительной интонацией.)

А следующие две? (Спокойно, рассудительно.)

Как нам нужно будет прочитать слова дежурного Миши? (Громко, требовательно.)

А слова остальных детей ? (Крикливо, громко.)

Слова автора как мы будем читать? (Ровным голосом, он наблюдает за тем, что происходит в классе.)

Как читаются слова про учительницу? (Возбуждённое переживанием.)

Как автор готовит нас к тому, что появится Угомон? (Он говорит об этом медленно, с расстановкой, сейчас что-то будет, все сразу притихли.)

Слова Угомона напечатаны лесенкой. Как вы думаете, почему? (Чтобы после каждой строчки делать небольшую паузу.)

На что похожи слова Угомона? (Они похожи на пословицу.)

Придётся и нам запомнить слова этой пословицы. Повторим её хором и возьмём эту пословицу за правило!

Следующее стихотворение «Дважды два» на странице 101 прочитайте сами, а затем вслух. С таблицей умножения вы познакомитесь позже. Как вы понимаете последние четыре строчки? Прочтите их. Действительно, многое в мире меняется, но таблицу умножения ещё никому не удалось изменить.

Давайте вспомним себя маленькими. Мама читала нам «Сказку о глупом мышонке». Теперь вы можете её читать сами.

Театрализация «Сказки о глупом мышонке».

— За что был наказан мышонок? (Он был глупый, избалованный, требовательный, не знал, что кошка самый страшный для мышей зверь.)

Теперь вы можете читать стихотворение С.Я. Маршака малышам.

И ещё одно любимое стихотворение. «Почта». Это стихотворение С. Маршак посвятил писателю Борису Житкову. С его произведениями мы познакомимся позже.

Чтение детьми наизусть стихотворения «Почта».

— Мы с вами уже говорили, что С. Маршак переводил стихи с разных языков. С ними мы познакомимся на следующем уроке. Но об одной примете мы с вами всё-таки прочитаем.

Примета

Ветрено в марте,

В апреле дожди — в мае

Фиалок и ландышей жди!

***

Не может быть.

Даю вам честное слово:

Вчера в половине шестого

Я встретил двух свинок

Без шляп и ботинок.

Даю вам честное слово!

— Вот так смешно и интересно сочинял и переводил произведения зарубежных авторов С. Я. Маршак.


4. Рефлексия учебной деятельности

— С каким автором вы сегодня познакомились? Что интересного вы о нём узнали? Какое произведение С. Маршака вам особенно нравится? Какие книги С. Маршака есть у вас в домашней библиотеке?






Для любых предложений по сайту: [email protected]