В. В. Бианки и его творчество

Поурочные разработки по обучению грамоте 1 класс

В. В. Бианки и его творчество

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети познакомятся с творчеством В. В. Бианки;

• усовершенствуют навык правильного выразительного чтения;

• разовьют познавательные интересы;

• проявят интерес к творчеству русских писателей, стремление читать доступные художественные рассказы самостоятельно;

• научатся наблюдать за явлениями, происходящими в природе.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Объясните смысл пословицы: Всякому мила своя сторона.

О какой букве идёт речь?

Кто отправился в полет,

В клюве веточку несёт? (Буква К)

(Г. Виеру)


Начало — голос птицы,

Конец на дне пруда,

А целое в музее

Найдёте без труда. (Картина)

— О произведениях какого автора говорили на прошлом уроке? (Чуковского.) Что запомнилось вам о Чуковском?

Дети вспоминают интересные факты биографии К. И. Чуковского. Два-три человека рассказывают отрывок из стихотворения «Телефон».

— Какие произведения К. И. Чуковского есть у вас дома? Кто выучил новый отрывок из произведений К.И. Чуковского?

Проведём игру: «Угадай героя». По моему описанию вы попробуете угадать героев произведений К.И. Чуковского и назвать их.

1. Пожилая женщина, которая не очень аккуратно обращалась со своей посудой. (Бабушка Федора.)

2. Доктор, не отказывающий никому в помощи. (Доктор Айболит.)

3. Насекомое, пригласившее к себе на чай много гостей. (Муха- Цокотуха.)

4. Он позвонил Чуковскому и попросил прислать шоколада. (Слон.)

5. Они поменялись голосами с поросятами и стали хрюкать. (Котята.)

— Вы хорошо знаете произведения К. И. Чуковского. Читайте новые произведения, и вам будет очень интересно жить.


2. Мотивация учебной деятельности

— Фамилию нашего нового автора вы узнаете, когда разгадаете кроссворд. Посмотрите, на доске стоят цифры от 1 до 6. Я загадаю вам загадки. Каждую отгадку запишем под своей цифрой.



1. На дворе — горой,

А в избе — водой. (Сугроб)

2. Кто на себе свой дом возит? (Улитка)

3. Зимой и летом одним цветом. (Ёлка)

4. Висит сито — не руками свито. (Паутина)

5. Без крыльев летят,

Без ног спешат,

Без паруса плывут. (Облака)

6. Живёт в лесу,

Ухает, как разбойник;

Люди его боятся,

А он людей боится. (Филин)

— Прочитайте фамилию автора, о котором мы будем сегодня вести речь. (Бианки.)


3. Работа по теме урока

— Виталий Валентинович Бианки свои книги посвящал природе, животным. Любовь к природе он пронёс через всю жизнь. Ещё мальчиком он всё свободное время проводил в лесу, прислушивался к рассказам старых охотников. Бианки пытался понять, о чём «разговаривают» птицы, почему ноги цапли и лапы крота так непохожи, почему одни животные строят домики на деревьях, а другие — на воде или под водой. Героями его рассказов становились не только животные, птицы, насекомые, но и их друзья — ребята. Когда его однажды спросили: «Как вы любите природу?» Он помолчал и ответил: «Как волк!» И рассказал сказку:

Спросили однажды Сороку: «Сорока, Сорока, ты любишь природу?» — «А как же,— затарахтела Сорока, — да я без леса жить не могу: солнце, простор, свобода!»

Спросили Волка: «А ты. Волк, природу любишь?» — «Откуда я знаю, — проворчал Волк, — я о том и не гадал и не думал».

Поймали тогда охотники Сороку и Волка, посадили в клетку. Подержали в клетке и спрашивают: «Ну как, Сорока, жизнь?» — «Да ничего, — отвечает Сорока, — жить можно — подкармливают».

Хотели охотники и Волка спросить, да глядь. Волк-то издох! Не знал Волк, любит ли он природу, он просто не мог без неё жить.

— Посмотрите на выставку книг Бианки. Что их объединяет? (На обложках нарисованы животные.)

О ком книги Бианки? (О животных, о деревьях...)

Правильно. И, наверное, самой удивительной книгой Бианки можно считать «Лесную газету». А что такое газета? (Большие листы, на которых печатают новости.)

Как вы думаете, какие новости были в «Лесной газете»? (Вести из леса.)

Хотите узнать некоторые вести из лесной газеты?

Первое яйцо

Самка ворона первою из всех птиц снесла яйцо. Её гнездо — на высокой ели, густо засыпанной снегом. Чтобы яйцо не застыло и птенчик в нём не замёрз, ворониха не оставляет гнезда. Пищу ей приносит ворон.


— Почему рассказ назвали «Первое яйцо»? (Ворона самая первая из птиц снесла яйцо.)

Как она оберегала яйцо от мороза, холода, дождя? (Она не уходила с гнезда. И её кормил ворон.)

Какие сведения вы впервые узнали из рассказа Бианки? Иногда мы слышим, что ворона нападает на людей и очень трудно бывает от неё отбиться. Так она защищает своё гнездо и своих птенцов. Обратите внимание, как оформлен текст «Первое яйцо», как записаны и оформлены предложения.

Дети рассказывают о своих наблюдениях.

— Прочитаем текст и убедимся в том, что животные тоже умеют читать.

Кто как читает?

В книге зимы каждый лесной житель расписывается своим почерком, своими знаками. Люди учатся разбирать эти знаки глазами. Как же ещё читать, как не глазами?

А вот звери умудряются носом читать. Собака, например, понюхает буквы в книге зимы и прочтёт: «Тут был волк» или «Тут сейчас пробежал заяц».

И уж такой у зверей нос шибко грамотный, — ни за что не ошибётся.


— Какими знаками расписываются животные на снегу? (Это следы зверей.)

А вы видели чьи-нибудь следы?

Найдите предложение, в котором говорится, как звери читают книгу зимы. (Они нюхают следы и узнают, кто тут прошёл.)

Как вы понимаете выражение «шибко грамотный»? (Очень грамотный, хорошо разбирает следы зверей. Узнаёт, чьи это следы, по запаху.)

Рассмотрите иллюстрацию на странице 98. О ком будем читать? (О щенке.)

Прочитайте заголовок рассказа («Первая охота»).

Каким был щенок? Прочитайте, как щенок на ящерку охотился. Почему он «тихонько к ней подкрался»? Что сделала ящерка? (Она извернулась и под камень спряталась.)

Прекратил ли свою охоту щенок? Почему? Удалась ли щенку его первая охота? Прочитайте рассказ ещё раз целыми словами так, чтобы слушателям было приятно ваше чтение. Изобразите эту ситуацию на доске. Какие фигурки нам понадобятся? (Пень, камень, щенок, ящерка, сорока и т. д.)

Эти фигурки помогут нам пересказать текст «Первая охота».

Дети рассказывают текст и двигают фигурки ящерки, щенка.

— Рассмотрите рисунок на странице 99. Кто эти животные? Назовите их. Где можно увидеть всех этих животных? (В зоопарке.) Кого вы особенно любите рассматривать в зоопарке?

— А сейчас я прочитаю вам про медведицу, которая строго воспитывала своих медвежат. Рассказ называется «Купание медвежат».

Купание медвежат

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом — в воду, как первого.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.


— Кто рассказал эту историю Бианки? (Знакомый охотник.)

Как ему посчастливилось увидеть такую картину? Откуда охотник наблюдал всё происходящее? (Он залез на дерево. С медведями шутки плохи.)

Послушайте, я ещё раз прочитаю про купание медвежат, а вы скажите, с чем автор сравнил купание медвежат. (Как будто бы бельё полощут.)

Почему медведица так настойчиво окунала медвежат в воду? (Было очень жарко. Медведи должны быть чистыми.)

— Как медведица переносила своих медвежат с места на место? (Она брала их за шиворот.)

Кто из животных так же носит своих детей? (Кошки, собаки. Наверное, лисицы, волки и др.)


4. Рефлексия учебной деятельности

— С каким автором вы сегодня познакомились? (С Виталием Валентиновичем Бианки.)

О чём пишет в своих рассказах Бианки? (О животных, природе...)

Кто был героем рассказа «Первая охота»?






Для любых предложений по сайту: [email protected]