Алгоритм письма - ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПО ПРОПИСЯМ

Обучение грамоте в 1 классе по «Прописям» В. А. Илюхиной - 2015 год

Алгоритм письма - ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПО ПРОПИСЯМ

Ознакомление с алгоритмом письма мы начинаем с анализа написания буквы и, которая рассматривается как исходная, содержащая в себе основные элементы и способы их соединения, повторяющиеся при написании очень многих букв.

Таким образом, разработанный алгоритм письма ориентирует учителя на включение в учебную деятельность более детального анализа элементов букв-знаков, разнообразных по форме и содержанию умственных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация буквенных знаков), на использование дифференциации зрительно-двигательных образов изучаемых букв, которые лежат в основе чёткого и связного письма.

Алгоритм требует также постоянной ориентации детей на более полное осознание ими всех графических деталей букв, на формирование у них способности выражать в слове, в речи процесс написания букв, их элементов, соединений. Формирование двигательного компонента письма обеспечивается поэтапной отработкой, которая приводит к созданию полноценного образа буквы и алгоритма её написания.

Буквенные знаки (буквы) имеют сложное строение, они состоят из отдельных элементов, частей, иногда очень маленьких. Чем детальнее выделяем мы эти части в букве, чем точнее выражаем в слове характеристику каждой части, каждого элемента буквы, тем лучше осознаем, понимаем, как пишется буква в целом и в соединении с другими буквами.

Основной алгоритм письма

1. Написание прямых наклонных линий с соблюдением точных интервалов и их параллельности.

2. Деление наклонной линии и рабочей строки на 2 и 3 части по вертикали с целью подготовки к правильному выполнению соединений элементов букв и букв в слове (включение определённого математического расчёта в написание букв, слов).

3. Выполнение закругления на нижней линии рабочей строки как связующего элемента между двумя разнонаправленными линиями.

4. Письмо крючковой линии до середины строки. (Крючковая линия вместе с прямой наклонной и закруглением обычно называется крючком.)

5. Письмо “секрета”, т. е. прямой линии, которая продолжает крючковую линию от середины строки до верхней её линеечки, соединяя конец крючка с верхней линеечкой рабочей строки. (“Секрет” пишется параллельно прямой наклонной линии.)

6. Письмо вниз по “секрету” до нижней линии строки, т. е. написание второй наклонной линии (“прячем “секрет”).

7. Завершение написания второго крючка (второе закругление и вторая крючковая линия).

Все эти составляющие алгоритма определяют собой написание буквы и, а также по отдельности или по нескольку вместе они входят в состав очень многих букв русского алфавита. Это не значит, что при ознакомлении с остальными буквами обучающиеся не встретятся с новыми элементами, но к их написанию они в основном будут подготовлены, если овладеют данным алгоритмом.

Прежде чем подробно рассматривать перечисленные составляющие алгоритма, проанализируем некоторые технические моменты.

Написание наклонной линии на рабочей строке (рис. а). Обращаем внимание на то, что между наклонными линиями есть определённый интервал, который равен половине высоты рабочей строки. Также напоминаем о параллельности линий. Именно эти две ошибки, несоблюдение интервала (рис. б) и параллельности (рис. в), первыми появляются в прописях школьников.

Параллельность линий будет получаться лишь в том случае, если в работу будет включено боковое зрение, т. е. при написании каждой последующей линии внимание обучающегося будет акцентироваться на предыдущей, уже написанной линии.

Просветы в верхней и нижней частях букв.

Если не фиксировать внимание школьников на просветах в верхней и нижней частях букв, то это может отрицательно сказаться на становлении их почерка. Слова: чуть-чуть, немного не доводя при закруглении крючка не дают точного представления о соблюдении данных просветов в процессе письма. Получается написание — “кто во что горазд”. А это ведёт к формированию у учащихся графических недочётов.

Безотрывное письмо. При обучении письму школьники обязательно отрывают руку. Первоначально это нужно для снятия напряжения, позднее — чтобы отдохнуть, передвинуть руку, тетрадь. Однако с принципом безотрывного соединения букв при письме учащихся нужно ознакомить сразу. Это значит, что после отдыха пишущий опять ставит ручку в ту точку, где он остановился. Если учитель сможет добиться единого соединения букв, это позволит не только правильно формировать графический навык, но и увеличит скоропись, сохраняя при этом качество работы. Наличие же принципа отрывности в процессе обучения письму при приписывании последующей буквы отрицательно сказывается на качестве письма. И вот почему. Для примера возьмём букву и. Обучающийся делает паузу (прерывается) в письме при написании первого крючка. Далее, если он не сохраняет приём безотрывного написания, т. е. не доводит крючок до верхней линии, он отрывает ручку и переносит её на верхнюю линию рабочей строки в произвольную точку. В этой ситуации сохранить нужный интервал между элементами (этот интервал уже определён концом крючка) в большинстве случаев невозможно. Тем самым теряется ровное и чёткое письмо. В конечном итоге при отрывном письме получаются следующие ошибки:

Написание овала, входящего в состав букв: а, б, в, д, о, ф, ъ, ы, ь, ю. Это один из наиболее сложных элементов на первоначальном этапе. На практике овал нередко сводится к написанию круга. Из-за этого в буквах а, д, ф, с постоянно встречаются искажения следующего после овала элемента. Понимая, что нужно оставить просвет между овалом и палочкой с закруглением (или палочкой с петлей), обучающийся уводит ручку вправо, тем самым искажая букву.

Причины этих ошибок опять же кроются в незнании учителем точной характеристики написания элементов букв и их расположения по отношению друг к другу.

Все вышесказанное можно истолковать так. Формирование графического навыка — весьма сложный и длительный процесс, требующий целенаправленных действий, которые могут выполняться точно и быстро только после их многократных повторений. Это требует и времени, и определённых усилий, и знания всех тонкостей письма со стороны учителя, а также терпения и упорства со стороны обучающегося. Нужные для выработки графического навыка повторные действия должны совершаться детьми не механически, ради самих повторений, а с целью решения определённых конкретных задач, осознания необходимости этих повторений для приобретения навыка (осознание всех нужных движений, соотношений этих движений и т. д.).

Добиться каллиграфического почерка можно лишь при систематическом соблюдении учеником всех правил чёткого письма. Старание, необходимое учащемуся для выполнения письменных упражнений, возникает лишь в том случае, если обучающийся понимает значение этих упражнений и имеет заинтересованность в достижении целей, а также осознаёт недостатки своего письма и умений. Очень важно при оценке результатов работы обучающегося внушать ему веру в успешность решения поставленных задач, а встречающиеся недочёты должны побудить ребёнка к упорному преодолению возникающих затруднений.

Рассмотрим более подробно составляющие основного алгоритма письма.

1. Написание прямых наклонных линий. На этом этапе встречаются следующие ошибки:

1) несоблюдение интервала между наклонными линиями. Это связано с незнанием нужного интервала как между элементами в буквах, так и между самими буквами. На самом деле интервал между наклонными линиями не должен быть стихийным (“на глазок”), так как у малыша ещё не развито боковое зрение, также не может быть указан интервал на ширину буквы (ни одной буквы ещё не изучено) и уж тем более — на ширину пальчика; 2) несоблюдение параллельности наклонных линий. Вторая ошибка происходит оттого, что обучающийся все свои усилия сосредоточивает на той наклонной линии, которую он пишет, а не на той, которая уже написана (неразвитость бокового зрения и самоконтроля). Следовательно, на раннем этапе необходимо обучать школьника при написании каждой следующей линии смотреть на предыдущую. Письмо наклонной линии должно быть объяснено пишущим: “Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки и опускаюсь по наклонной линии вниз”.

2. Деление наклонной линии на две и три части.

В этой части алгоритма можно предложить ребёнку сопоставить половину высоты наклонной линии с интервалом между линиями и подвести обучающегося к пониманию того, что они равны. Тем самым мы дадим ученику возможность самому определять интервал между наклонными линиями, а позднее — ширину буквы, равную половине её высоты. Такие пропорции необходимо сохранять на протяжении всего периода обучения письму для “удобочитаемости”. Нахождение третьей части наклонной линии даст нам возможность определить точное место соединений элементов и букв выше или ниже середины рабочей строки.

3. Выполнение закругления на нижней линеечке рабочей строки.

На самом деле процесс закругления происходит на 1/10 высоты от нижней линеечки рабочей строки, но обучающиеся получают установку выполнять закругление, когда они коснутся ручкой рабочей строки. Проговаривание алгоритма удлиняется: “Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз и выполняю “качалочку”.

4. Письмо крючковой линии. Анализируются три вида написания крючка. Внимание останавливается на среднем. (Следует отметить, что сам крючок выписывается путём деления угла между прямой наклонной и нижней линеечкой на две равные части, тогда при написании крючковой линии до середины рабочей строки мы получаем возможность наметить ширину прописываемой нами буквы, которая будет равна половине высоты наклонной линии или половине высоты буквы.) Алгоритм написания дополняется: “Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз, выполняю “качалочку” и поднимаюсь по крючковой линии до середины строки”. Обязательно анализируются графические ошибки. Крючковая не должна быть выгнутой или вогнутой. Итак, написание крючка подвергается детальному анализу его мелких составляющих. Это позволит в дальнейшем избежать многих графических недочётов.

5. Письмо “секрета”, т. е. прямой линии вверх параллельно первой наклонной. На письме, без тщательной проработки этого момента, два крючка могут соединяться следующими двумя путями.

Первый путь написания: с отрывом руки и приписыванием следующего элемента. В этом случае параллельность линий не выдерживается, так как перенести ручку в пространстве и начать новое движение с нужной точки чаще всего не представляется возможным (рис. а и б).

Второй путь написания: с плавным поднятием вверх, при этом всё время удаляясь от наклонной линии. В этом случае в следующем элементе он чаще всего наклонную отводит влево, чтобы оставить просвет в нижней части (рис. в), тем самым получая графическую ошибку.

Правильный способ написания: письмо наклонной линии от середины строки вверх. Это позволяет не только задействовать боковое зрение для сохранения параллельности элементов, но и является существенным условием соблюдения стройности букв, а также приучает ребёнка к дальнейшему безотрывному написанию (если обучающийся сразу учится правильно соединять элементы буквы и сами буквы в словах, то это позволит ему в будущем, во-первых, не выполнять лишние прописывания, во-вторых, при ускоренном письме не утратить его качество).

Далее наш алгоритм звучит так: “Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз, выполняю “качалочку”, поднимаюсь по крючковой линии до середины строки, пишу наклонную линию вверх (“секрет”)”.

6. Письмо вниз по “секрету”, т. е. написание второй наклонной линии вниз, не отрывая руки. При этом обращается внимание школьников на то, что обе линии, выполненные сверху вниз, обязательно должны быть параллельны. Между крючковой наклонной и второй прямой наклонной — просвет в нижней части строки (“шалашик”).

7. Завершение написания второго крючка, т. е. второй крючковой линии. Ученики сами анализируют, как дописать к крючковой вторую параллельную линию. На этом этапе работы им важно задействовать боковое зрение (пишем наклонную, акцентируя внимание на предыдущей). Завершается проговаривание алгоритма обучающимися: “Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз, выполняю “качалочку”, поднимаюсь по крючковой линии до середины строки, пишу “секрет”, по “секрету” опускаюсь вниз, выполняю “качалочку” и поднимаюсь по крючковой до середины строки”.

Итак, получен основной алгоритм письма. Буква и вобрала в себя все основные элементы, часто встречающиеся при письме. На основе соединения двух крючков между собой показан принцип соединения элементов и букв между собой, наиболее часто используемый при письме. Рассмотрим это на примере превращения буквы и в наиболее употребительные при письме — строчные буквы.

Обучающийся видит все преобразования, убеждается, как важно научиться правильно писать и соединять два крючка. В процессе усвоения основного алгоритма важно познакомить школьников со средствами проверки правильности написанного. С этой целью вводятся следующие графические знаки: середина (—), одна треть сверху или снизу (х), просвет снизу, “шалашик” (•), просвет сверху, “гнёздышко” (v).

При использовании алгоритма письма, после его осознания детьми через игровую ситуацию, через вовлечение их в посильную “исследовательскую” деятельность не только формируется и совершенствуется правильный графический навык, но и решается ряд общих развивающих задач. Ведь процесс письма не является простым моторным актом, он помогает школьнику в развитии его познавательного интереса, речи, силы воли, осознанного отношения к выполняемой работе и её результатам.

В букварный период значительное место уделяется подробному анализу буквы: обучающиеся находят в изучаемой букве уже известные элементы, разбирают все приёмы соединений с последующими буквами, дают их словесное описание. Первоначально это осуществляется с помощью учителя, затем, при ознакомлении с новой буквой, ученики стараются сами составить её алгоритм. Они учатся под проговаривание алгоритма учителем (графический диктант) записывать букву, самостоятельно комментировать написание не только букв, но и отдельных соединений и даже коротких слов. Таким образом, используя известный алгоритм письма, ученики путём анализа, логических рассуждений, сравнений не только объясняют написание букв, но и усваивают правильный принцип безотрывного письма. Такое построение графической работы способствует активизации мыслительной деятельности ученика.

Мышление 6-7-летних детей носит наглядно-образный характер. Учитывая это, перед обучением начертанию буквы в памяти ученика следует сформировать чёткий и дифференцированный зрительный образ буквы. Учащимся предлагается сравнить изучаемую печатную букву с письменной, также выделить в ней уже известные им элементы, вспомнить, в каких изученных буквах они уже встречались. Разобрать новые элементы, подумать, на что они похожи, постараться дать им название. Учитель предлагает свой вариант названия, с которым дети, как правило, соглашаются. Алгоритм буквы не может навязываться учителем, он должен рождаться на уроке в совместной деятельности педагога и детей. Это позволяет ребятам не заучивать алгоритм изучаемой буквы, а осознанно усваивать его. Время усвоения в каждом конкретном случае разное. Одни усваивают алгоритм в процессе ознакомления с новой буквой, другие — несколько позже, при этом принцип осознанности всегда должен оставаться ведущим.

Помимо отработки написания той или иной буквы, ученик должен уметь отличить правильно написанную букву от неправильно написанной и указать, в чём заключаются ошибки (если они есть) и как их устранить. Очень важно работу по анализу буквы проводить как можно раньше, так как её результативность положительно сказывается на формировании правильного графического навыка. В букварный период следует уделять значительное внимание развитию графической зоркости, а не увлекаться скоростью письма.

Для лучшего осознания ребятами написания букв в их алгоритмах используются обозначения “качалочка”, “секрет”, “клюшка”, “узелок” и др. Эти дополнительные обозначения понятны детям, легко запоминаются и успешно воссоздают в их сознании необходимые графические образы.

На третьем этапе основного алгоритма школьники учатся разворачивать ручку на месте, т. е. выполнять поворот на месте, но так, чтобы обязательно оставалось определённое закругление. Этот поворот на месте для краткости принято называть “качалочкой”

Подъём после крючковой наклонной линии по прямой наклонной вверх выполняется параллельно уже написанной слева наклонной линии (в основном алгоритме это пятый этап) Этот подъём от середины строки вверх принято называть “секретом” (при возвратном движении эта линия в основном как бы “накрывается” сверху и становится невидимой). Этот элемент прописывается почти во всех буквах, в которых необходимо указать на параллельность элементов или их части.

Элемент “клюшка” используется в тех случаях, когда в написании нижней части буквы следует задержаться на строке на ширину буквы

Написание “узелка” обозначает выполнение кругового движения на месте против часовой стрелки






Для любых предложений по сайту: [email protected]