Обучение грамоте в 1 классе по «Прописям» В. А. Илюхиной - 2015 год
Письмо с открытыми правилами - ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПО ПРОПИСЯМ
В разработанной системе можно выделить два направления организации учебной деятельности, взаимодополняющие и обогащающие друг друга. С одной стороны, это включение всех сфер психики ребёнка в процесс овладения графическим навыком, обеспечение осознания учеником значимости предстоящей ему деятельности, вселение в него уверенности в успешность её осуществления, исключение отрицательных эмоций, связанных с письмом. С другой стороны, предъявление детям достаточно жёстких требований к выполнению графических действий, которые необходимы для овладения правильным графическим навыком.
При реализации этих двух направлений в процессе обучения пробуждается внутренняя энергия ребёнка, его душевное состояние на уроке облегчает однообразную и монотонную работу, без которой не может обойтись формирование графического навыка. В свою очередь, успешность ребёнка в ходе формирования этого навыка тоже способствует развитию у него положительного отношения к процессу письма. Желание учащегося добросовестно трудиться создаёт поисковые ситуации, моменты тесного сотрудничества между учителем и учеником, между учеником и его одноклассниками.
При отработке почерка создаётся атмосфера доверительности с помощью определённого внушения обучающемуся веры в успешность его деятельности. Педагог своим словом, своим расположением старается вызвать доверие к себе, к тем знаниям, которыми он, как учитель, владеет и которые он передаст ученику. Таким образом, школьник попадает в ситуацию веры в свой успех, который является основой для дальнейшей технической работы по коррекции почерка.
Нашу систему обучения мы назвали “письмо с открытыми правилами”. Под словосочетанием “открытые правила” подразумевается, с одной стороны, открытие, принятие и осознание детьми правил написания букв и их соединений; с другой стороны, под этим словосочетанием понимается как можно более полное открытие, детальное вычленение элементов букв с опорой в ряде рабочих моментов на математический расчёт, доступный детям, определение главных из них, входящих в большинство буквенных знаков.
Сегодня значительная часть детей приходит в школу психологически и физиологически неготовыми к учебным нагрузкам, поэтому важной современной задачей педагогов и методистов является создание эффективных и одновременно здоровьесберегающих технологий обучения школьников. Проведенное экспериментальное исследование (руководитель — доктор психологических наук Т. В. Ахутина) позволило подтвердить высокую эффективность и щадящий здоровье характер предлагаемой нами методики обучения письму.
Данные проверки этой методики содержатся в статье Т. В. Ахутиной, Ю.Д. Бабаевой и др., опубликованной в журнале “Школа здоровья”: “Отличительными чертами методики является обеспечение мотивации и полноценной ориентировочной основы действия, пошаговая отработка исполнительной стороны действия. Каждый шаг содержит эмоциональное включение ребёнка в решение поставленной задачи, анализ образца и его обобщение, “примерочное” и основное действия на основании развёрнутой речевой регуляции, эмоциональный контроль — поощрение. Разработаны способы сокращения развёрнутой структуры действия. Специально отрабатываются признаки и способы контроля. В итоге несколько более медленное на начальном этапе письмо, становясь более быстрым, сохраняет высокую разборчивость и каллиграфичность. При этом у детей, обучающихся по методике В. А. Илюхиной, значительно ниже число орфографических ошибок, что связано с меньшей “функциональной ценой” хорошо построенной системы письма”.
Перечислим стержневые линии работы педагога по методике “Письмо с открытыми правилами”.
1. Снятие психологической перегрузки учащихся в процессе обучения письму.
2. Вовлечение детей в конкретные виды деятельности по овладению графическим навыком и каллиграфическим письмом.
3. Установка на эстетичность выполняемой учениками работы.
4. Соблюдение учащимися санитарно-гигиенических норм.
5. Детальный анализ строения букв-знаков, проводимый первоклассниками с помощью учителя или самостоятельно.
6. Осознание обучающимися всех деталей графики письма.
7. Упражнения, тренировки учеников в процессе обучения письму.
На первый взгляд эти стержневые линии могут показаться уже известными, но в таком целостном виде они встречаются впервые. Данные стержневые линии пронизывают все этапы работы над каллиграфическим письмом:
1. Введение обучающихся в новую для них деятельность на уроках письма.
2. Ознакомление с основным алгоритмом письма.
3. Написание всех букв с использованием основного алгоритма письма.
4. Перевод графических умений в полноценный графический навык.
Начиная с первого этапа, происходит осознанное освоение алгоритмов всех букв. На уроках ни в коем случае не допускается их механическое заучивание. Проговаривание алгоритмов происходит после полного осознания всех двигательных действий, которые выполняются при написании как букв, так и их соединений. Принцип осознанного письма является в нашей методике ведущим. В практике учителей наблюдается описание хода действия при первичном ознакомлении учащихся с буквами, однако эта деятельность осуществляется не системно, а от случая к случаю. Лишь благодаря принципу осознанности ребёнок освобождается от необходимости действовать по методу проб и ошибок, в связи с этим успешнее происходит процесс формирования графического навыка.
В первом классе ученики отрабатывают умение правильно графически изображать каждую букву (знак), усваивают все её возможные соединения с другими буквами, учатся контролировать свои действия, определять графические недочёты и находить пути их исправления, проговаривают написание букв, узнают их по устному или письменному описанию.
Во втором классе осуществляется работа по совершенствованию графического навыка и начинается работа над скорописью.
В третьем и четвёртом классах продолжается работа по совершенствованию скорописи и сохранению каллиграфического письма.