РАЗВИТИЕ РЕЧИ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

РАЗВИТИЕ РЕЧИ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока: обратить внимание детей на правильный выбор слов для обозначения каждого явления, на точное выражение любой мысли; расширять, уточнять словарный запас учащихся; участвовать в диалоге, выслушивать собеседника, высказывать своё мнение; учить понимать познавательную учебную задачу урока и сохранять её в памяти; объяснять смысл, значение используемых в речи слов; сравнивать и различать слово и предмет; подбирать к одному предмету несколько слов, по-разному характеризующих его; объединять слова в группы на основе их значения (по тематическим признакам).

ХОД УРОКА

I. Продолжение темы “Слово и его значение”.

Чтение и обсуждение высказывания Самоварова.

Постановка проблемы урока: “Может быть, и нам остановиться на этом?” Решение поставленной проблемы через доказательства на конкретных примерах (упр. 34—36).

— Кто из двух рассказчиков владеет словом, а у кого слова не идут с языка? (Слова не идут с языка у рассказчика из стихотворения Э. Мошковской. Невозможно понять, о ком и о чём идёт речь. Слов у него явно не хватает. И наоборот, уже по первому предложению другого текста чувствуется, что рассказчик владеет словом. Представляется далёкий край, где работает герой, с высокими синими от льда и снега горами и густым лесом у подножья гор. Наверное, это мужественный и сильный человек, который выполняет трудную работу. Каждое слово в рассказе точно подобрано.)

II. Минутка чистописания. Списывание с образца первого предложения из рассказа А. Гайдара.

— Запишите первое предложение рассказа как пример владения словом (см. рукописный шрифт).

— Объясните причины написания заглавных букв.

III. Словесное творчество. Выразительное чтение строк из “Сказки о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина.

— О ком говорится в сказке? Кто это “он”? (Старик-рыбак.)

При проведении анализа изобразительных средств сказки на основе составленных детьми словосочетаний учитель может дать на доске образец написания первого словосочетания море синее, обратив внимание на окончание в слове синее.

Далее осуществляется самостоятельная запись детьми словосочетаний буря чёрная, волны сердитые. Приводится описание “сердитых волн”: вздулись, ходят, воют.

— Понравилось ли вам описание А. С. Пушкиным бури и волн? Чем? Почему А. С. Пушкина называют великим русским поэтом? (Потому что он великолепно владеет словом, русским языком.)

— А для чего надо постигать словарное богатство языка?

Рекомендации для занятий дома: подобрать примеры выразительности языка из “Сказки о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина.

Рекомендуемые задания по “Рабочей тетради”: 6—10 (с. 11, 12).






Для любых предложений по сайту: [email protected]