СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока: закреплять представления детей о языке как средстве отражения действительности, о слове как двусторонней языковой единице; воспитывать ценностное отношение к слову; расширять, уточнять словарный запас учащихся; учить понимать познавательную учебную задачу урока и сохранять её в памяти; объяснять смысл, значение используемых в речи слов; сравнивать и различать слово и предмет; подбирать к одному предмету несколько слов, по-разному характеризующих его; объединять слова в группы на основе их значения (по тематическим признакам).

ХОД УРОКА

I. Сведения о языке, которые предлагаются в учебнике, должны на элементарном уровне дать представление о языке как средстве отражения действительности и подчеркнуть знаковую сущность слова. Учителю следует объяснить учащимся каждую мысль, прибегая к выборочному чтению.

— Человеческий язык — это язык слов, и каждое слово обязательно наделено смыслом. Прочитайте, как об этом говорится в тексте. (“В языке бессмысленных слов нет...”)

— Можно ли словом назвать бессмысленный набор звуков? С чем слово сравнивается в тексте? (Со “звуковым портретом”.) Звучащее слово как бы рисует в нашем воображении портрет какого-либо предмета, его действия, качества.

II. Сравнение слов по звучанию и значению (упр. 28). Следует обратить внимание детей на необходимость чёткого произношения звуков в словах: пропуск, замена, перестановка звуков в слове могут привести к появлению другого слова.

III. Языковые игры (упр. 29).

Задача 1-й игры: конкретизировать сделанный вывод (“Посмотрим, кто же из вас лучше знает родной язык!”) и вместе с тем учить точному называнию предметов.

Задача 2-й игры: учить не только называть словами предметы, но и подбирать слова для обозначения действий предметов, их качеств и свойств.

IV. Закрепление представлений о значении слова и его форме (упр. 30, 31).

V. Минутка чистописания: Р, р. Построение модели слова радуга (в сочетании с рисунком, звуковой схемой, буквенной записью) должно привлечь внимание детей к тому, что обозначает слово, как звучит, как пишется.

VI. Сравнение слова с орешком (упр. 32) призвано через образные ассоциации закрепить представления детей о слове как двусторонней языковой единице: у слова есть внешняя звуковая сторона (скорлупка) и внутренняя, смысловая (ядрышко). То есть в слове различают звучание и значение. Толкование пословицы должно затронуть и её нравственный смысл. (Пустые — это такие слова, которые человек произносит безответственно, не придавая им значения, плохо понимая их смысл.)

Проводится орфографическое проговаривание пословицы с комментированием трудных мест, где произношение расходится с написанием. Например: “Слова — в первом слоге пишу букву о, слово что пишу с буквы ч” и т. п. Запись пословицы в тетрадь.

VII. Чтение текста (упр. 33).

Рекомендации для занятий дома: подумать над содержанием стихотворных строк (упр. 33).

Рекомендуемые задания по “Рабочей тетради”: 1 — 5 (с. 9, 10).






Для любых предложений по сайту: [email protected]