Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
СЛОГИ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ
Целевые установки уроков: закреплять представление о слоге как произносительной части слова; учить соотносить количество слогов в слове и количество в нём гласных звуков; объяснять разницу между словом и слогом, составлять рассказ по опорным словам, развивать творческое отношение к слову.
ПЕРВЫЙ УРОК
ХОД УРОКА
I. Введение в тему.
Рассматривание рисунка, чтение предложений (упр. 112).
— Как Ваня произносит имя девочки? (По слогам.)
Обсуждение сообщения Ивана Самоварова о слоге.
— В какой речи мы можем разделить слова на слоги? (В устной речи.)
— Как можно определить количество слогов в слове? (Количество слогов в слове можно определить по числу гласных звуков.)
II. Закрепление представлений о слоге.
Деление слов на слоги (упр. 113).
Справка для учителя: “В случае расхождений в произношении и написании слов их деление на слоги осуществляется на основе орфографического чтения. Однако при доказательстве количества слогов в слове по количеству гласных звуков нельзя смешивать звук и букву. Например: в слове клён один слог, так как в этом слове только один гласный звук [о], который обозначается буквой ё, слово берёза пишется так: “бе-рё-за”, а произносится [б’ир’оза]; слово берёза трёхсложное, так как в нём три гласных звука [и], [о], [а], которые обозначаются буквами е, ё, а”1. Задание на развитие логического мышления:
— Что объединяет все эти слова? (Это названия деревьев.)
Работа со словарным словом берёза:
1) запись слова в словарик с орфографическим проговариванием;
2) включение слова в “минутку чистописания” в связи с прописыванием букв е, ё и составлением родственных слов;
3) сравнение количества слогов в родственных словах, составление с ними предложений.
Списывание на основе орфографического проговаривания слов (упр. 115).
III. Словесное творчество (упр. 122).
Желательно сделать вступление: “Писатели как творческие люди умеют интересно представить даже обычное деление слов на слоги. А как?”
Чтение учащимися текста “Лягушка и слон”.
Для восприятия текста можно предложить дополнительные вопросы.
— Над чем смеялась лягушка?
— А зависят ли размеры животных от длины слов их названий? (Нет. Лягушка была глупой: она считала, что предмет и его название — это одно и то же.)
Рекомендации для занятий дома: упр. 114.
Рекомендуемые задания по “Рабочей тетради”: 1—3 (с. 30, 31).
ВТОРОЙ УРОК. ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ
ХОД УРОКА
I. Упражнения в делении слова на слоги, определение в слове количества слогов.
Работа над словарным словом воробей: сначала анализируется звучащее слово, потом — записанное.
— Произнесём слово так, как оно произносится, только по слогам ([ва-ра-б’эй]).
— А теперь проговорим слово по слогам, но уже орфографически, т. е. так, как оно пишется (во-ро-бей).
Работа с текстом С. Маршака (упр. 116).
Для активизации слушания нужно закрыть книги и после чтения предложить детям ответить на вопросы:
— Где воробей пообедал сперва?
— У кого подкрепился?
— У кого попил водицы?
Затем текст читается детьми выразительно. Выполняется письменное задание. (Воробей обедал в зоопарке у зверей.) Деление слов, входящих в предложение, на слоги связывается с обучением орфографическому проговариванию.
II. Освоение слогового проговаривания как средства речевой выразительности в потешках, закличках (упр. 117, 118).
III. Творческая переменка (упр. 120).
Рекомендации для занятий дома: каллиграфическое списывание пословицы (упр. 121).
Рекомендуемые задания по “Рабочей тетради”: 4, 5 (с. 31, 32).
1 Материал даётся к сведению учителя.