УДАРЕНИЕ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

УДАРЕНИЕ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки уроков: развивать умение находить в слове ударный слог; наблюдать роль ударения в различении смысла слова; развивать орфоэпическую культуру учащихся, пользоваться орфоэпическим словариком для определения правильного произнесения слова, ставить ударение в соответствии с литературными нормами.

ПЕРВЫЙ УРОК

ХОД УРОКА

I. Введение в тему.

Работа с моделями слов кружки — кружки (упр. 131). Учитель подводит учеников к выводу: слова по значению различны, но по звуковому составу одинаковы. Установив ударный слог в каждом слове, дети приходят к заключению, что значение слова зависит от места ударения.

Учащиеся наблюдают, что в слове не все слоги произносятся с одинаковой силой: один произносится сильнее (ударный слог), другой слабее (безударный слог). Ударный гласный звук является более длительным, чем безударный.

Уточнение представлений о правильной постановке знака ударения.

II. Развитие умения находить в словах ударение.

Определение в словах ударения через выяснение значения слова на основе контекста (упр. 132, 133 — по выбору учителя).

Слова учителя: “Над буквой ё можно не ставить знака ударения, так как она всегда обозначает ударный гласный звук”.

Можно прочитать шуточное стихотворение:

— Расскажи-ка, буква Ё,

Как твоё житьё-бытьё.

Буква Ё даёт отчёт:

— Славно жизнь моя течёт:

С ударением дружу, потому и не тужу.

Для заучивания предлагаются слова шофёр, свёкла.

Работа со словарными словами (упр. 134). Взаимопомощь учащихся (в парах, группах).

III. Работа над развитием речи учащихся.

Учитель может использовать текст К. Д. Ушинского “Два петушка” для выразительного чтения и определения основной мысли. (Не хвались, не хвастай, всегда найдётся кто-то посильнее тебя.)

Можно выписать из текста слова, противоположные по значению: побеждённый — победитель. Обозначение ударения в словах.

ВТОРОЙ УРОК

ХОД УРОКА

I. Работа со словами в упражнении 135 может быть построена следующим образом:

1. Учащиеся высказывают своё мнение по поводу постановки ударения в словах портфель, хвоя, щавель, столяр. Учитель предлагает вниманию детей орфоэпический словарь.

— Проверьте по словарю, как правильно произносить эти слова.

Школьники записывают слова, обозначают в них ударный слог.

2. Работа со словарным словом портфель: запоминание его правильного произношения с помощью рифмовки, каллиграфическая запись слова портфель с орфографическим проговариванием и подбором слова, близкого по значению.

II. Выполнение задания на развитие логического мышления (упр. 136). Дополнительные слова записываются в начальной форме: ручка, линейка...

III. Контрольное списывание (упр. 137): учитываются и орфографическая, и каллиграфическая стороны письма.

Перед записью текста учитель предлагает детям посчитать количество предложений в нём, вспомнить, как их правильно оформить на письме. Напоминаются правила списывания предложения:

1) Прочитать всё предложение, постараться его запомнить.

2) Посчитать, сколько слов в предложении.

3) Обратить внимание, как пишутся слова.

4) Повторить (чётко, орфографически) каждое слово.

5) Диктуя себе каждое слово, записать предложение.

6) Сверить написанное с образцом. Если есть ошибки, исправить их.

Рекомендации для занятий дома: выучить произношения слов (упр. 135) и подобрать к ним рифмы (кто сможет) со словами хвоя, щавель, столяр.

Рекомендуемые задания по “Рабочей тетради”: 1 — 7 (с. 35—38).






Для любых предложений по сайту: [email protected]