НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В УМК РУССКИЙ ЯЗЫК (1 КЛАСС)

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В УМК РУССКИЙ ЯЗЫК (1 КЛАСС)

Курс “Русский язык” авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого (УМК “Школа России”) разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования1, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России2, Планируемых результатов начального общего образования3.

Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. К. Д. Ушинский в 1864 г. писал в статье “О первоначальном преподавании русского языка”: “Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка”4.

Предмет “Русский язык” играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета “Русский язык” направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности, а успехи в его изучении способствуют лучшему усвоению других школьных дисциплин.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета “Русский язык” в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Достижение поставленных целей изучения предмета реализуется через решение ряда практических задач:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (составе слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Систематический курс “Русский язык” представлен следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, морфемика (состав слова), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное усложнение материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Учебно-методический комплект (УМК) “Русский язык” (1 класс) представлен учебником “Русский язык”5, пособием для учащихся “Рабочая тетрадь”6, методическим пособием, электронным приложением7, “Рабочими программами”8, а также учебными пособиями “Сборник диктантов и творческих работ”9, “Тетрадь учебных достижений”10, “Проверочные работы”11.

Реализация целевых установок УМК “Русский язык” (1 класс) (авт. В. П. Канакина и др.) — ориентация на планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Предметное содержание, методическое обеспечение УМК для 1 класса направлены на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку на основе формирования у учащихся универсальных учебных действий.

Ниже будут рассмотрены возможности курса “Русский язык” (1 класс) для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.


1 См.: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки РФ. — М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения).

2 См.: Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения).

3 См.: Алексеева Л. Л., Анащенкова С. В., Биболетова М. З. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2010.

4 Ушинский К. Д. Собр. соч. — М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. — Т. 5. — С. 349—353.

5 См.: Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык: 1 кл.: учеб. для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2017. — (Школа России).

6 См.: Канакина В. П. Русский язык: Рабочая тетрадь: 1 кл.: Пособие для учащихся общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2017. — (Школа России).

7 См.: Канакина В. П. Русский язык: 1 кл.: Электронное приложение к учеб. В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого (1 CD). — М.: Просвещение, 2013. — (Школа России).

8 См.: Русский язык: Рабочие программы. Предметная линия учебников системы “Школа России” авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого. 1—4 кл.: Пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2014. — (Школа России).

9 Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 1—2 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.

10 Канакина В. П. Русский язык. Тетрадь учебных достижений. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

11 Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.






Для любых предложений по сайту: [email protected]