Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Личностные результаты - СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС НОО. ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ УМК РУССКИЙ ЯЗЫК (1 КЛАСС)
В содержании курса “Русский язык” (1 класс) заложен значительный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, представленные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС формируют:
• основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации;
• целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
• начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• навыки принятия и освоения социальной роли обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностый смысл учения;
• самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание чувств других людей и сопереживание им;
• эстетические потребности, ценности и чувства;
• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
• установку на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Рассмотрим подробнее некоторые возможности курса “Русский язык” (1 класс), направленные на формирование личностных результатов освоения основной образовательной программы.
Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов. Тексты учебника позволяют учителю развивать такие компоненты внутренней позиции школьников, как осознание ими своей гражданской идентичности, чувство патриотизма, уважительное отношение к великому национальному достоянию российского народа — русскому языку, уважение к культурному наследию России, любовь к родной природе, бережное отношение к духовным, природным и культурным ценностям и др.
Это такие тексты, как “Русский язык — государственный язык нашей страны, Российской Федерации” (текст с условным обозначением “Сведения о языке”, с. 8); высказывание К. Паустовского о богатстве русского языка: “Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий” (упр. 2, с. 19); текст о том, что в мире есть и иные народы и у каждого из них есть свой родной язык: “Русский язык — мой родной язык” (упр. 5, с. 8); стихотворение Е. Трутневой “В любом краю любой страны ребята не хотят войны...” о сохранении мира в своей стране и во всём мире (упр. 6, с. 84).
Поэтические строки А. Майкова, И. Сурикова, А. Блока, А. Фета, А. Плещеева, С. Маршака, Е. Благининой, А. Барто, З. Александровой, Е. Трутневой и др. позволят первоклассникам насладиться красотой, образностью, богатством русского языка и гордиться тем, что эти строки созданы поэтами и писателями, жившими на Русской земле и живущими в России.
Тексты учебника дают представление о многообразии животного и растительного мира и позволяют воспитывать бережное к нему отношение.
Лексика упражнений учебника охватывает слова, относящиеся к флоре и фауне России (берёза, осина, ива, воробей, сорока, медведь и др.), слова из мира экзотических животных (бегемот, эму, кенгуру и др.), слова, называющие предметы быта современного общества (кресло, компас, трактор, телефон), слова — названия профессий (художник, лесник, вахтёр, шофёр, рабочий, музыкант, врач и др.).
Читая текст Н. Омельченко (упр. 19, с. 103) и осмысливая его содержание, ученики задумываются о необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле.
Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Формирование системы знаний о языке включает представление о его изменениях и развитии. Школьники узнают о словах, появившихся в нашей речи совсем недавно, пришедших к нам из других языков (упр. 10, с. 62), о происхождении слов: здравствуйте, благодарю, пенал (с. 29), алфавит (с. 53), тетрадь (с. 96), карандаш (с. 107) и др., о названиях некоторых городов (с. 123), об изменениях в звуковой системе языка: “В древнерусском языке все шипящие согласные звуки были только мягкими” (с. 116), что непременно вызывает у школьников интерес к языку и прошлому страны.
В процессе выполнения упражнений учебника школьники дают ответы на вопросы: о том, где они живут, в какой школе учатся, как зовут учительницу (упр. 7, с. 125), о том, как надо обращаться к сверстникам с просьбой (упр. 14, с. 25), о назначении вежливых слов, формул приветствий и прощаний.
Такие упражнения формируют навыки вежливого обращения, потребность в доброжелательном общении, развивают у детей эстетические и духовно-нравственные способности, помогают понять, что вежливость — одно из важнейших качеств культурного человека.
Развитию способности к адаптации ребёнка к языковой деятельности помогают учебные задания, доступные для выполнения младшими школьниками и направленные на формирование практических умений работы с языковыми единицами (выделить в словах слоги, обозначить ударение, найти многозначные слова, составить предложение из слов, найти в слове буквы-орфограммы на изученные правила письма и объяснить их написание и др.).
Одним из факторов адаптации является и умение работать с информацией. Если рассматривать информацию как совокупность данных, сведений из области языка, зафиксированных на материальном носителе (в учебнике), то сам учебник уже является первой учебной информацией для ученика. В нём зафиксированы текстовая (научно-познавательная и художественная) информация, графическая (таблицы, схемы), изобразительная (репродукции картин художников — предметные и сюжетные), словари, информация на форзацах, справочные материалы. Задания учебника уже в 1 классе позволяют развивать умения работать с информацией, осмысливать её содержание, определять её ценность, анализировать, приобретать с её помощью новое знание (с. 6, 8, 12, 21, 62, 64, 83, 93, 94, 122 и др.), а также умение искать информацию при работе над словом (например, в словаре — упр. 16, с. 26; упр. 5, с. 41; упр. 16, с. 70; упр. 19, с. 72 и др.), при работе над проектами (в учебнике, в библиотеке, в Интернете), создавать свою информацию (устные сообщения, небольшие тексты по рисункам учебника, презентация проектной деятельности).
Навыки принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Учитывая психологические и возрастные особенности младших школьников, в методическом аппарате учебника используются упражнения и задания, разнообразные по форме и содержанию, степени сложности их выполнения учащимися. Большинство упражнений сопровождается красочными иллюстрациями.
Языковым материалом упражнений являются чаще неадаптированные тексты из русской классики, произведения детских поэтов и писателей, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки, загадки, что благотворно влияет на характер учебной деятельности. Выбор упражнений соответствует и изучаемой теме. Например, тема “Слово и слог” включает “Считалку” С. Маршака (упр. 5, с. 34), с помощью которой можно посчитаться, произнося слово по слогам; строки из сказки “Репка” (упр. 7, с. 35) дети разыгрывают с помощью жестов, показывая, как герои сказки тянут репку, и произносят слова по слогам: “тянет, по-тя-нет, вы-та-щить не мо-жет”. Тема “Ударение” начинается со стихотворения А. Шибаева “Ударный слог, ударный слог...” (упр. 1, с. 39), в словах которого уже выделены ударные слоги. Сам текст не только вызывает интерес к теме, но и помогает её усвоить. С вопроса “О каком невидимке-молотке говорится в стихотворении?” начинается познание такого языкового понятия, как ударение. Многообразие упражнений по каждой теме поможет легче и быстрее запомнить изучаемый материал.
Шмуцтитулы каждого раздела (с. 5, 9, 17, 31, 45) определяют тему раздела, формулируют задачи изучения раздела, здесь же даются рисунки или схемы, которые настраивают школьников на дальнейшую учебную деятельность и вызывают желание узнать новое.
Благотворно влияет на формирование мотивов учебной деятельности рубрика “Страничка для любознательных” (с. 29, 48, 53, 94, 96, 105, 107 и др.). Задания типа “Выскажи своё мнение.”, “Подготовь сообщение на тему.”, “Дай совет другу.” помогают учащимся освоить и иную функцию — быть в роли обучающего.
Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание чувств других людей и сопереживание им. Языковым материалом многочисленных упражнений учебника являются отдельные слова (вежливость, грубость, жадность, доброта и др.), пословицы и поговорки: “У лодыря Егорки всегда отговорки”, “Яков, Яков! Не всё бы ты якал” (упр. 8, с. 126), которые заставляют учеников задуматься над смыслом этических понятий и нравственных норм.
В учебнике есть достаточное количество текстов и заданий к ним, которые воспитывают у детей чувства доброжелательности, взаимопонимание и взаимопомощь, чувство личной ответственности за свои поступки и поступки своих товарищей (упр. 19, с. 28; упр. 8, 9, с. 90; упр. 10, с. 91; упр. 5, с. 124 и др.). Через тексты формируется чувство эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению к природе, даются уроки экологической этики.
Эстетические потребности, ценности и чувства. Достижению этих личностных результатов служит художественное оформление, текстовой и иллюстративный материал учебника. Поэтические строки, пейзажные зарисовки, имеющие место в текстах упражнений, пробуждают эмоционально-оценочное отношение к языку, эмоционально-образное восприятие описания окружающей природы, пробуждают потребность внимательно всматриваться в окружающий мир и видеть необычное в повседневном. Например, тексты А. Цветова “Здравствуйте! Доброе утро! Так на земле начинается день...” (упр. 13, с. 25); С. Козлова “Показала верба почки-пальчики и надела на них меховые варежки...” (упр. 5, с. 38); строки из стихотворения А. Плещеева “Ай! Уймись ты, буря! Не шумите, ели!..” (упр. 10, с. 86) и др.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. С этой целью в учебнике предусмотрена работа в парах, группах, со взрослыми, которая учит детей общаться и сотрудничать. Эти задания отмечены соответствующим условным обозначением “Работа в парах” (упр. 7, с. 14; упр. 8, с. 15; упр. 5, с. 34; упр. 11, с. 57; упр. 2, с. 58 и др.). На организацию сотрудничества со взрослыми и сверстниками нацелены учебные проекты (рубрика “Наши проекты”: “Скороговорки”, с. 108, “Сказочная страничка”, с. 129), они могут быть реализованы совместно со сверстниками и при сотрудничестве со взрослыми (родителями, библиотекарем).
Установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду, нацеленность на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям. При выполнении некоторых упражнений учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика (упр. 6, с. 89); развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики “Наши проекты”. Достижению этой цели служит содержание языкового материала упражнений, которое знакомит учащихся с людьми разных профессий и результатами их труда (упр. 11, с. 24; упр. 8, с. 56; упр. 3, с. 88). Правильное выполнение заданий учебника, рубрики “Проверь себя”, создание собственных речевых высказываний, работа над проектами не могут не вызывать у ученика чувства удовлетворения от результатов собственной учебной деятельности.