Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль (общее представление). Связь слов в предложении. Оформление предложений в устной и письменной речи - ТЕКСТ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ - Текст, предложение, диалог - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС
Целевые установки урока: дать общее представление о предложении как группе слов, выражающих законченную мысль; учить различать предложение и слово; выделять предложения из текста, произносить их с правильной интонацией, опираясь на знаки конца предложения и содержание предложений, писать слова в предложении раздельно; употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения; понимать схемы предложения, моделировать состав предложения, сравнивать схемы предложений и предложения, подходящие к ним, подбирать схему к предложению; ввести в активный запас учащихся слова с непроверяемыми написаниями: ворона, воробей.
Ход урока
1. Выполнение заданий в “Рабочей тетради” (упр. 3, с. 7). Слушание продолжения сказки.
2. Определение познавательной задачи урока: “Что такое предложение?” (учебник, с. 10). Уточнение её понимания учащимися.
3. Упражнение в различении слов и предложения, в установлении связи слов в предложении (учебник, упр. 3, с. 11).
• Обсуждение прочитанного: “Вы прочитали слова или предложения? Почему данные слова не составляют предложение? Что нужно сделать, чтобы из данных слов составить предложение? (Связать слова по смыслу.) А как это сделать?” (Подсказка есть в задании упражнения.)
• Составление из слов предложений. Предложения могут быть разными по содержанию: “Бабушка читает сказку внуку. Внук читает сказку бабушке”. Обсуждение: “О чём говорится в каждом составленном предложении?”
Комментированная запись любого предложения. Обсуждение: “Как надо правильно оформлять предложение на письме?”
Вывод: не каждая группа слов составляет предложение (слова в предложении всегда связаны по смыслу и выражают законченную мысль).
4. Чтение сведений о языке (учебник, с. 11). Ответ на вопрос учителя: “Что говорится в определении предложения?” (Предложение выражает законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу.)
5. Устное выполнение заданий “Рабочей тетради” (упр. 5, 6, с. 8).
6. Сравнение и сопоставление схем предложений (учебник, упр. 5), воспроизведение по схемам правильного оформления предложений на письме. Выразительное чтение предложений. Соотнесение предложений и схем этих предложений. Ответ на вопрос учителя: “Можно ли на слух определить, каким знаком надо на письме обозначить конец предложения?” Списывание любого предложения и моделирование схемы этого предложения.
7. Обсуждение: “Как в устной речи выделяются предложения и как оформляются предложения в письменной речи?” Чтение текста рубрики “Запомни!” (учебник, с. 13).
8. Ответы на вопросы учителя: “Чем интересна запись (учебник, упр. 4, с. 12)? Легко или трудно её прочитать? Сколько здесь “спряталось” предложений? По каким признакам вы распознали эти предложения?”
“Расшифровка” предложений. Определение, о чём говорится в скороговорке и поговорке. Чтение предложений с чётким проговариванием каждого слова. Составление на доске схемы к каждому предложению, самостоятельная запись любого предложения.
Для тех учащихся, кто записал предложение, выполнение дополнительного задания в “Рабочей тетради” (упр. 4, с. 7). Обсуждение: “Составляет ли запись предложение? Почему?” “Расшифровка” предложения-скороговорки и его правильная запись. Проверка правильного написания слов в данном предложении.
9. Работа со словами с непроверяемым написанием ворона и воробей. Определение значения слов и их написания. Необходимо обратить внимание на буквосочетание -оро- в написании этих слов. Запись данных слов в тетрадь.
10. Итог урока. Ответы на вопросы и выполнение задания учителя: “Расскажите, что вы узнали о предложении. Выполнение каких заданий вызвало у вас затруднение? Что узнали о правописании слов ворона и воробей?”
Рекомендации для занятий в семье
Для лучшего усвоения полученных учащимися на уроке знаний, умений и навыков рекомендуется письменно выполнить задания в “Рабочей тетради” (упр. 5, 6, с. 8).