Диалог (общее представление). Оформление предложений в диалогической речи. Знаки препинания конца предложения - ДИАЛОГ - Текст, предложение, диалог - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Диалог (общее представление). Оформление предложений в диалогической речи. Знаки препинания конца предложения - ДИАЛОГ - Текст, предложение, диалог - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС

Целевые установки урока: дать первоначальное представление о диалоге и его оформлении, учить различать диалог и монолог, находить диалог в тексте, наблюдать над оформлением предложений в диалогической речи (над постановкой тире (—) перед репликами), формировать навык смыслового и выразительного чтения, составлять диалог по рисунку; воспитывать (через содержание рисунка) чувство уважительного и заботливого отношения к старшим, развивать навык сотрудничества с одноклассниками при чтении по ролям, при составлении диалога, развивать монологическую речь на основе воспроизведения конца сказки “Три медведя”, ввести в активный словарный запас учащихся термин диалог.

Ход урока

1. Воспроизведение знаний о предложении и тексте. Упражнение в определении границ предложений (учебник, упр. 6, с. 13). Выполнение заданий упражнения. Запись первых трёх предложений.

2. Знакомство с темой урока “Диалог”. Определение познавательных задач урока: “Что такое диалог?” (учебник, с. 14).

3. Прослушивание фрагмента стихотворения К. Чуковского “Телефон” (выразительное чтение учителем либо чтение наизусть заранее подготовленным учеником), определение, из какого стихотворения эти строки, кто их автор. Выразительное чтение фрагмента стихотворения учащимися. Ответ на вопрос учителя: “Почему в конце предложений поставлены разные знаки?”

Вывод: знаки указывают на интонацию чтения, подсказывают, что говорящий хотел выразить в своей речи (испуг, радость, удивление), сообщить о чём-либо, спросить о ком-либо или о чём-либо.

Определение количества человек, принимавших участие в разговоре (автор и Носорог). Определение предложений, принадлежащих каждому участнику разговора: кто задаёт вопросы, кто отвечает?

Вывод: данная речь — это разговор двух лиц, и такой текст в русском языке мы будем называть диалогом.

4. Подготовка к инсценированию диалога в парах, выбор участников диалога. Инсценирование диалога. Списывание первых двух предложений.

5. Чтение лингвистических текстов о диалоге (учебник, с. 14) и правилах оформления диалогической речи (учебник, рубрика “Обрати внимание!”, с. 15).

6. Подготовка и выразительное чтение стихотворения- потешки (учебник, упр. 8, с. 15). Выполнение заданий упражнения (определение части текста, где есть диалогическая речь; выделение предложений, принадлежащих участникам диалога; наблюдение над интонацией предложений в диалоге, их оформлением на письме; инсценирование диалога; списывание выделенных предложений).

7. Ответ на вопрос учителя: “Часто ли мы пользуемся диалогом в устной речи?” Устное составление диалога по рисунку (“Рабочая тетрадь”, упр. 2, с. 9): определение содержания диалога, выбор участников разговора, придумывание содержания реплик.

Обсуждение: “Всегда ли в жизненных ситуациях вам приходилось уважительно и заботливо относиться к старшим?”

8. Знакомство с рубрикой “Проверь себя” и её назначением (учебник, с. 16).

9. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Что вы узнали о диалоге? В каких случаях вы пользуетесь диалогом?”

Рекомендации для занятий в семье

Для закрепления знаний по теме “Диалог” родителям рекомендуется помочь ребёнку устно выполнить задания рубрики “Проверь себя” (учебник, с. 16), а также задания “Рабочей тетради” (упр. 1, с. 9). При проверке следует задать ребёнку следующие вопросы: “Сколько заданий удалось выполнить? Какие задания вызвали затруднение?”






Для любых предложений по сайту: [email protected]