Метапредметные результаты - СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС НОО. ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ УМК РУССКИЙ ЯЗЫК (1 КЛАСС)

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Метапредметные результаты - СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС НОО. ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ УМК РУССКИЙ ЯЗЫК (1 КЛАСС)

Метапредметные результаты (регулятивные, познавательные, коммуникативные), согласно требованиям ФГОС, формируют:

• способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

• способы решения проблем творческого и поискового характера;

• умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

• умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

• начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

• умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

• навык активного использования речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

• навык использования различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с графическим сопровождением;

• навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умение осознанно строить речевое высказывание исходя из задач коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;

• логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение определять общую цель и пути её достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

• начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета “Русский язык”;

• базовые предметные и межпредметные понятия, отражающие существенные связи и отношения между объектами и процессами;

• умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета “Русский язык”.

Ниже рассмотрим подробнее некоторые возможности курса “Русский язык” (1 класс) для формирования метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.

Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. В учебниках “Русский язык” (1—4 классы) на шмуцтитулах каждого раздела сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться.

Шмуцтитул к первому разделу учебника “Русский язык” (1 класс) “Наша речь” содержит следующие цели и задачи учебной деятельности, заключённые в рубрике “Что узнаем, чему научимся”: “Узнаем, что такое речь и что такое язык. Порассуждаем, может ли быть речь без слов. Научимся различать письменную и устную речь” (с. 5).

Каждый раздел учебника начинается с названия и содержит тему или несколько тем (например, в разделе “Наша речь” содержится тема “Язык и речь”), далее следуют последовательно сформулированные учебные задачи (например, “Для чего нужна речь?”, “Какая бывает речь?”, “Что такое родной язык?”). Решение этих задач будет осуществляться на уроке в процессе совместной деятельности учителя и учащихся.

Способы решения проблем творческого и поискового характера. В учебнике “Русский язык” (1—4 классы) в каждой теме формулируется учебная задача. Учащиеся под руководством учителя включаются в поиск ответа (выдвигают предположения, обсуждают их, анализируют текст, находят в нём необходимую информацию, делают выводы, сравнивают их с представленным в учебнике эталоном-определением или правилом), таким образом приобретая новые знания. Например, тема “Ударение” (упр. 4, с. 41): “Сделай вывод: как ещё можно найти в слове ударный слог?”; тема “Перенос слова” (упр. 7, с. 89): “Сделай вывод: как переносятся слова с буквой “мягкий знак” (ь) с одной строки на другую?”; тема “Алфавит” (упр. 9, с. 56): “Сделай вывод: как расположены слова в словаре?”; тема “Обозначение буквой парных по глухости-звонкости согласных на конце слова” (упр. 9, с. 97): “Сделай вывод: как нужно изменить слово, чтобы проверить написание буквы, обозначающей парный согласный звук на конце слова?”; тема “Заглавная буква в словах” (упр. 1, с. 122): “Прочитай слова, написанные с заглавной буквы. Что они обозначают? Попробуй вывести правило: какие слова надо писать с заглавной буквы?” (чтение и анализ групп слов в таблице помогает первоклассникам на основе прежнего опыта самим установить правило, какие слова пишутся с заглавной (прописной) буквы).

Одним из приёмов решения учебных проблем является языковой эксперимент, который представлен в учебнике заданиями типа “Проведи опыт”. Благодаря таким исследованиям дети узнают о новом способе определения в слове слогов (упр. 1, с. 32), узнают, почему так названы согласные: глухие и звонкие (“Страничка для любознательных”, с. 94) и др.

Умение понимать причины у спеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха. В методическом аппарате каждой темы имеют место задания для планирования и осуществления контрольно-оценочной деятельности.

Планированию учебных действий с языковым материалом способствуют задания к упражнениям учебника, указывающие порядок выполнения действий, памятки, алгоритмы, справочные материалы учебника. Приведём примеры:

• упр. 2, с. 63: “Познакомься с памяткой 2 “Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки?” (с. 134). Пользуясь памяткой, объясни, какой гласный звук в каждом из данных слов ударный, а какой — безударный”;

• упр. 9, с. 67: “Подбери к каждому слову проверочное. Для этого измени слово так, чтобы безударный звук стал ударным. Запиши проверочные и проверяемые слова, вставляя пропущенные буквы”.

В конце каждого раздела помещена рубрика “Проверь себя” (включает задания как базового, так и повышенного уровня сложности), которая позволяет учащимся сделать вывод о достижении целей и задач, поставленных в начале изучения раздела. Приведём пример: тема “Слово и слог”, рубрика “Проверь себя”, с. 35: “1. Как узнать, сколько в слове слогов? 2. Какое слово нельзя разделить на слоги? (Слива, дождь, радуга.) 3. Распредели слова по степени возрастания в них количества слогов. Запиши. (Утюг, лист, осина.)”. По результатам выполнения заданий рубрики “Проверь себя” учитель сможет определить, что нужно повторить на данном этапе обучения, какие умения у школьников ещё не сформированы.

Умение контролировать свои действия заложено в таких заданиях упражнений учебника, как “Проверь написанное”, “Проверь, одинаковой ли буквой обозначен парный согласный звук на конце слова и этот же согласный в проверочном слове”, “Посмотри в орфоэпическом словаре, как надо правильно произносить выделенные слова” и др.

В учебнике имеют место задания, требующие от ученика осознавания причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха. Например, упр. 5, с. 8: сопоставляя рисунки с изображением людей разных национальностей и предложения, написанные на разных языках, первоклассники, прочитав запись на русском языке, задумываются над тем, что, не зная чужой язык, невозможно прочитать и понять написанное. В упр. 12, с. 68, решая орфографические задачи, при постановке вопроса “В каких словах ты легко можешь объяснить написание выделенных букв, а в каких затрудняешься?” ученик задумывается над причиной этого явления: либо он не знает правило, либо не понял значение слова, либо не может найти проверочное слово.

Начальные формы познавательной и личностной рефлексии. Умение осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и многое другое — этому способствует как содержание, так и задания учебника, но не прямо, а косвенно. Объясняя правильность выполненного задания, проверяя предполагаемое значение незнакомого слова и сверяя его со значением этого слова в словаре, высказывая своё мнение по обсуждаемому вопросу, выполняя задания под рубрикой “Проверь себя”, участвуя в презентации своих проектов и др., ученик оценивает свои знания или умения, свои мысли, свои результаты (т. е. то, чему он научился, и то, чему ему ещё предстоит научиться).

Умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. Многие задания учебника “Русский язык” (1 класс) направлены на овладение действием моделирования, развитие знаково-символических действий: замещение звука буквой, составление модели слова, предложения; использование графической символики — выделение гласных, согласных, слогов, ударения, значимых частей слова, членов предложения (упр. 5, с. 12; упр. 5, с. 34; упр. 2, с. 40; упр. 5, с. 48; упр. 3, с. 59; упр. 6—8, с. 60 и др.).

Навык активного использования речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач. Деятельность учителя и учащихся на уроке уже предполагает адекватное использование внешней и внутренней речи для общения, планирования своих действий (вслух и про себя), подготовки ответа на вопрос учителя, а также для формулирования своих вопросов, адресованных учителю или сверстнику, обдумывания решения орфографической задачи, подготовки к обоснованию правильности выполненной работы. Адекватное использование речевых средств предполагает решение разного рода коммуникативных задач: создание речевых высказываний по заданию учителя, по собственной инициативе, в процессе общения, владение диалогической речью. Уже в учебнике 1 класса ученики составляют диалог (упр. 4, с. 16), учатся правильно отвечать на вопрос “Подходит ли рисунок к тексту?” (упр. 10, с. 23), разыгрывают сценку-диалог: “Обратись к товарищу с просьбой дать тебе книгу, ручку или карандаш” (упр. 14, с. 25), коллективно составляют основную часть сказки по данному началу и концу (упр. 11, с. 44), составляют небольшой текст по рисунку и опорным словам (упр. 20, с. 72—73), передают содержание знакомой сказки (упр. 6, с. 13; упр. 8, с. 90; упр. 11, с. 120), составляют ответы на вопросы о себе и своей школе (упр. 7, с. 125) и др.

Навык использования различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умения анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с графическим сопровождением. В учебниках при работе с текстовой, графической и иллюстративной информацией школьники овладевают:

• способом поиска, например: найти (выбрать) определённый звук (слог, слово, словосочетание, предложение) либо в самом содержании упражнения, либо в таблице, словаре, на иллюстрации;

• умением анализировать языковые единицы, модели слов;

• умением “читать” графическую наглядность (схемы, таблицы, модели слов (упр. 6, с. 21; упр. 2, с. 40; упр. 5, с. 48; упр. 7, с. 60; упр. 5, с. 83; упр. 5, с. 94; упр. 1, с. 122 и др.);

• умением рассуждать при обосновании правильности выполненного задания (упр. 14, с. 69; упр. 4, с. 82; упр. 5, с. 94 и др.).

В конце учебника “Русский язык” (1 класс) расположен раздел “Справочные материалы”, содержащий памятки, словари (“Толковый словарь”, “Орфографический словарь”, “Орфоэпический словарь”, “Словарь слов, близких по значению” и “Словарь слов, противоположных по значению”), к которым первоклассник может обращаться за помощью. В случае необходимости ученик может пользоваться материалами электронного приложения (раздел “Анимация”).

Навык смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме. Учебник обеспечивает формирование навыков всех компонентов чтения: правильности, сознательности, беглости, выразительности. Первое задание каждого упражнения начинается со слова “Прочитай” (“Читай текст, понижая голос в конце каждого предложения и делая паузы между предложениями” (упр. 2, с. 11; упр. 6, с. 13); “Прочитай каждое предложение с правильной интонацией” (упр. 5, с. 12); “Прочитай получившееся стихотворение. Вспомни, кто автор этих строк” (упр. 5, с. 117), “Прочитай выразительно” (упр. 3, с. 40; упр. 6, с. 55; упр. 14, с. 69 и др.), “Прочитай слова, написанные с заглавной буквы” (упр. 1, с. 122), “Прочитай скороговорку “В саду” так: сначала сверху вниз первый столбик слов, затем второй, потом третий” (упр. 11, с. 127).

В учебнике представлены предложения и тексты, относящиеся к разным жанрам: пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, скороговорки, песенки, строки из рассказов, стихотворений, пейзажные зарисовки, научные тексты (правила, определения, рубрика “Страничка для любознательных”, тексты энциклопедического характера).

Школьники овладевают навыками смыслового чтения, работая с большинством текстов (смысловое чтение — определение темы и главной мысли, выполнение грамматических заданий), этого требует и формирование речеведческих умений (информационно-содержательных, логико-композиционных, умений использовать языковые средства, редактировать). Приведём примеры заданий после прочтения предложений и текстов: “Почему это стихотворение называется потешкой? Что в нём необычного?” (упр. 8, с. 15); “Какая мысль заключена в предложении? Подтверди и ты эту мысль” (упр. 2, с. 19); “Подходит ли заголовок к тексту? Кого так называют: ленивый и прилежный?” (упр. 19, с. 28); “Как надо читать это стихотворение: громко или тихо, быстро или медленно? А можно ли спеть стихотворение? Попробуй сочинить свою мелодию к колыбельной песне” (упр. 10, с. 86); “Скажи, какую картину можно представить, читая эти строки. Как можно её назвать?” (упр. 1, с. 63); “О чём самом главном хотел сказать автор?” (упр. 6, с. 89); “О ком и о чём говорится в тексте? О чём самом главном хотел сказать автор? Придумай к тексту заголовок” (упр. 19, с. 103); “Когда так говорят?” (упр. 8, с. 126) и др. Смысловое погружение в текст максимально будет использоваться в последующих классах при подготовке письменных изложений, большинство которых проводится с языковым анализом текста.

Текстовой, иллюстративный и графический материал учебника позволяет обучать составлению собственного речевого высказывания (упр. 6, с. 13; упр. 20, с. 72; упр. 8, с. 126; упр. 12, с. 128; упр. 5, с. 132 и др.).

Логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, у становление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям. Задания к упражнениям учебника можно рассматривать как учебные задачи лексического, фонетико-графического, грамматико-орфографического, синтаксического, коммуникативного характера, решение которых делает младших школьников активными участниками наблюдений, микроисследований в области языка и речи и постепенно открывает для них определённые стороны языковых понятий, явлений, фактов. В процессе решения таких задач школьники учатся анализировать, находить, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звуки и буквы, слоги, слова по их лексическому или грамматическому значению, предложения и др.; объяснять, рассуждать, сопоставлять, делать выводы, проводить лингвистические опыты.

В 1 классе ученики распределяют языковые единицы (звуки, буквы, слоги, слова) по определённому признаку, дополняют их ряды в соответствии с определённым признаком, объединяют, сравнивают, сопоставляют, учатся объяснять, рассуждать, высказывать своё мнение. Приведём примеры подобных заданий: “Чем похожи и чем различаются предложения и схемы предложений?” (упр. 5, с. 12); “Найди лишнее слово в каждой строчке” (упр. 11, с. 24); “Собери слова в ту группу, к которой они относятся” (упр. 12, с. 24); “Скажи, какую “работу” в словах выполняют выделенные буквы” (упр. 8, с. 60); “Произнеси каждое слово — название предмета. Послушай, какими звуками они различаются” (упр. 2, с. 81); “В каких словах ты легко можешь объяснить написание выделенных букв, а в каких затрудняешься?” (упр. 12, с. 68); “Почему слова спасибо, благодарю, извините называют вежливыми?” (упр. 14, с. 25); “Чем различаются слова каждой пары (Роза и роза)?” (упр. 10, с. 127) и др. Примерами проведения лингвистических опытов могут стать следующие: опыт определения в слове слогов (упр. 1, с. 32), опыт по наблюдению над произношением парных по глухости-звонкости согласных звуков (рубрика “Страничка для любознательных”, с. 94) и др.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. В процессе урока уже ведётся диалог между учителем и учениками, между учениками, высказывающими своё мнение по заданным учителем вопросам. В упражнениях учебника даются специальные задания для дискуссии, связанной с содержанием языкового или иллюстративного материала. Приведём примеры подобных заданий: “Выскажи мнение: для чего нам нужна речь?” (упр. 2, с. 6); “Составь диалог по рисунку” (рубрика “Проверь себя”, с. 16); “Объясни, как ты понимаешь смысл скороговорки” (упр. 9, с. 43); “Как ты думаешь, почему надо уметь хорошо читать?” (упр. 3, с. 53); “Когда и где тебе потребуется знание алфавита?” (рубрика “Проверь себя”, с. 57); “Выскажи мнение: подходит ли текст к рисунку?” (упр. 2, с. 130) и др.

Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Достижению этих результатов способствует работа в паре, в группе, со взрослыми. Дети сами распределяют функции и роли в совместной деятельности с учётом интересов каждого (навыки сотрудничества описаны в личностных результатах).

Начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета “Русский язык”. Учащиеся получают первоначальные представления о структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, о языковых единицах (звук, буква, слово, часть слова, предложение, текст), их сущностных характеристиках и особенностях, о нормах русского литературного языка, правилах письма, речевого этикета. Достижению этого результата способствует материал учебника “Русский язык”.

Базовые предметные и межпредметные понятия, отражающие существенные связи и отношения между объектами и процессами. Базовыми предметными понятиями данного курса являются языковые единицы: звук, буква, слово, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, текст и др. Базовыми межпредметными понятиями данного курса являются: язык, речь, диалог, слово, текст, модель и др. Освоение этих понятий происходит в процессе овладения учащимися знаниями, общеучебными умениями, навыками и способами деятельности.

Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета “Русский язык”. Достижению этой цели способствует состояние материально-технического и информационного обеспечения конкретной школы и уровень профессионального мастерства учителя. УМК “Русский язык” обеспечивает формирование этого умения в процессе учебной деятельности через текстовую, графическую, иллюстративную, методическую информацию, имеющуюся в содержании учебника “Русский язык”, “Рабочей тетради”, методического пособия, дидактических материалов, раздаточных материалов, учебных пособий “Тетрадь учебных достижений” и “Проверочные работы”, материалов электронного приложения, а также “Рабочих программ”.






Для любых предложений по сайту: [email protected]