Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки и их обозначение на письме буквами - ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ - Звуки и буквы - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС
Целевые установки урока: учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки в слове; объяснять, как обозначена на письме твёрдость-мягкость согласного звука; работать с информационной таблицей, составлять модели условных обозначений твёрдых и мягких согласных, определять “работу” букв и, е, ё, ю, я, ь после согласных в слове, писать слова с мягким и твёрдым согласными звуками; вводить в активный словарный запас слово с непроверяемым написанием ребята; формировать на основе содержания текстов учебника гражданскую гуманистическую позицию — сохранять мир в своей стране и во всём мире.
Ход урока
1. Постановка учебной задачи: “Как обозначить на письме мягкость согласных звуков?” Воспроизведение знаний о твёрдых и мягких согласных.
2. Рассматривание таблицы и работа с ней (учебник, упр. 5, с. 83). Выполнение заданий учебника: произнесение пар звуков и их дифференцирование по твёрдости- мягкости; чтение букв, указывающих на письме на твёрдость или мягкость предшествующего согласного звука; произнесение непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков и приведение примеров слов, в которых есть эти звуки. Обобщение знаний о твёрдых и мягких согласных звуках.
3. Упражнение в обозначении мягкости согласных на письме (на выбор учителя): запись под диктовку некоторых слов из упр. 5 (с. 83) учебника или выполнение упр. 3 (с. 43) в “Рабочей тетради” с обоснованием выбора пропущенной буквы.
4. Выразительное чтение стихотворения Е. Трутневой (учебник, упр. 6, с. 84), определение его главной мысли: в любой стране каждый человек — взрослый или ученик — хочет мира, а не войны, и сохранение мира — желание и обязанность каждого человека. Списывание или письмо под диктовку первого предложения и подчёркивание в словах букв, указывающих на мягкость предшествующего согласного звука.
5. Работа над значением и написанием слова ребята, подбор к слову синонимов (дети, детвора) для объяснения значения слова.
6. Объяснительный словарный диктант с последующим заданием:
• найти среди данных слов то, в котором все согласные звуки твёрдые (мягкие);
• найти слова, где есть и твёрдые, и мягкие согласные звуки;
• найти слова, где есть непарные согласные звуки.
Слова для диктанта: дежурный, учитель, ребята, ворона.
7. Выразительное чтение стихотворения-загадки Т. Белозёрова (учебник, упр. 7, с. 84), объяснение отгадки. Выполнение заданий упражнения.
8. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Что вы узнали о парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуках? Что надо знать о написании слова ребята?”.
Самостоятельная работа в “Рабочей тетради” (упр. 4, с. 43). Взаимопроверка.
Рекомендации для занятий в семье
Заучивание наизусть колыбельной песни (учебник, упр. 10, с. 86). Выполнение устных заданий (как надо читать эту песню и какая музыка к ней подойдёт), запись выделенного предложения и его проверка.