Особенности глухих и звонких согласных звуков - ГЛУХИЕ И ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ - Звуки и буквы - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Особенности глухих и звонких согласных звуков - ГЛУХИЕ И ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ - Звуки и буквы - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ. 1 КЛАСС

Целевые установки урока: наблюдать над особенностями произнесения глухих и звонких согласных звуков, дифференцировать глухие и звонкие согласные звуки по звучанию, учить правильно произносить согласные звуки, определять их в слове; проводить частичный звуковой анализ согласных звуков в слове; наблюдать над смыслоразличительной ролью согласных звуков; вводить в активный словарный запас учащихся термины глухой согласный звук, звонкий согласный звук; оценивать правильность выделения и произношения звуков.

Ход урока

1. Чтение темы “Глухие и звонкие согласные звуки” и определение учебной познавательной задачи урока: “Как отличить глухой согласный звук от звонкого согласного звука?” Обсуждение задачи урока.

2. Наблюдение над особенностями звучания глухих и звонких согласных (при произношении звонких согласных слышатся голос и шум, а при произношении глухих согласных — только шум). Выполнение заданий учебника (упр. 1, с. 92).

3. Упражнение в произношении и дифференцировании глухих и звонких согласных звуков, а также назывании букв, обозначающих глухие и звонкие согласные звуки.

Выполнение заданий учебника (упр. 2, с. 92).

Чтение лингвистического текста “Обрати внимание!” в учебнике (с. 93). Ответ на вопрос: “Почему одни согласные звуки называют глухими, а другие звонкими?”

Выполнение заданий на выбор:

• “Рабочая тетрадь”, упр. 1, с. 48. Ученики называют правильно буквы (“эн”, “эм”, “эль”, “эр” и др.), затем произносят звуки, которые могут быть обозначены этими буквами: [н] и [н’], [м] и [м’] и др.; определяют, для каких звуков собирали буквы кот и собачка и в каком названии персонажей (кот и собачка) есть только глухие согласные звуки (кот);

• выборочный диктант: учитель называет буквы, а дети записывают буквы только для глухих (либо только для звонких) согласных звуков.

Упражнение в произношении слов — названий рисунков; выделение в словах букв, обозначающих согласные звуки, и определение глухих (звонких) согласных звуков; проведение частичного звукового анализа согласных звуков в любом слове. Например: ученик произносит слово груша, определяет, что в нём 3 согласных звука [г], [р], [ш]: согласный звук [г] — твёрдый звонкий; согласный звук [р] — твёрдый звонкий; согласный звук [ш] — твёрдый глухой.

Выполнение заданий учебника (упр. 3, с. 93). Подбор и запись двух слов, которые начинаются со звонкого согласного звука.

4. Наблюдение над смыслоразличительной ролью в слове согласных звуков (учебник, упр. 4, с. 93). Сопоставление пар слов по смыслу, звучанию и написанию. Произнесение звуков, которыми различаются слова. Выполнение заданий по выбору учителя: 1) запись слов группами с подчёркиванием букв, которые различают слова по смыслу (учебник, упр. 4, с. 93); 2) выполнение (устно) заданий в “Рабочей тетради” (упр. 3, с. 49); 3) частичный звуковой анализ слова Тима (слово произносится учителем, ученики называют только согласные звуки и дают им характеристику: звук [т’] — согласный, мягкий, глухой; звук [м] — согласный, твёрдый, звонкий).

5. Итог урока. Ответ на вопрос учителя: “Как отличить глухой согласный звук от звонкого согласного звука?”

Рекомендации для занятий в семье

Выполнение заданий учебника — выписать из памятки 5 “Алфавит” буквы, которыми обозначаются согласные звуки, — и “Рабочей тетради” (упр. 51, с. 49).






Для любых предложений по сайту: [email protected]