Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Помощники слова в общении. Страшный зверь (с. 14-15) - 2-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Целевые установки урока
а) Формирование элементарных представлений о средствах, сопровождающих речевое общение;
б) введение понятия “жест”, раскрытие роли жеста в общении;
в) осмысление значения наиболее употребляемых жестов, различение многозначности жеста.
Ход урока
1. Чтение формулировки темы урока (с. 14) и постановка учебной задачи.
— О каких помощниках слова идёт речь? Наша задача — найти ответ на этот вопрос.
2. Составление рассказа “Страшный зверь”.
В работе выделяется ряд этапов. После чтения названия рассказа в картинках важно выявить эмоциональную реакцию детей.
— Какое чувство возникает от этого названия? (Что-то страшно становится.)
Учащиеся устанавливают последовательность картинок и выявляют юмористический характер рассказа. Учителю нужно зафиксировать смену эмоционального состояния детей.
— В начале рассказа было страшно, а в конце? (Смешно.) Отчего смешно? (Страшным зверем оказался обычный кот.) Почему кота дети приняли за страшного зверя? (Им было страшно в лесу, а от страха всякое мерещится.) Именно об этом поговорка в конце рассказа. Прочитаем её. (“У страха глаза велики”.)
Для осмысления сюжета ставится вопрос.
— Почему бывалый охотник поверил словам детей о существовании страшного зверя? (Потому что у детей были испуганные лица, они говорили дрожащими голосами, изображали страшного зверя, его огромные светящиеся глаза.)
3. Подготовка детей к выразительному рассказыванию истории, сопровождению слова мимикой, жестами:
— Расскажите и покажите, как убеждали дети охотника в существовании страшного зверя. Какие слова вы подберёте для описания зверя? Что используете в помощь словам? (Будем произносить слова с выражением страха, ужаса в голосе, делать испуганные лица и пр.)
4. Подведение учащихся к выводу. Введение понятия “жест”.
— Вот вы и нашли ответ на вопрос о том, какие помощники есть у слова: это и движения рук, которые называются жестами, и выражение лица, и интонация для передачи голосом своих чувств.
5. Повторное выразительное рассказывание истории с целевой установкой.
— Попробуем так рассказать эту историю с использованием помощников слов, чтобы сначала было страшно, а потом смешно.
При рассказывании учитель помогает детям подбирать слова, точно передающие действия и состояния героев: испугались, струсили, задрожали от страха, стали убегать, помчались и т. п. В процессе рассказывания разыгрывается сценка встречи с охотником, отмечаются наиболее выразительные жесты.
6. Работа на с. 15. Раскрытие роли жестов в общении, их значение.
Роль жестов в общении анализируется с помощью картинок: мама машет (до свидания) уезжающему сыну, так как услышать её слова на расстоянии он не сможет; малыш показывает на пальцах, что ему два года, так как считать он пока не умеет; рыбак показывает размер выловленной им рыбы, чтобы её можно было лучше представить. Таким образом учащиеся подводятся к выводу, что жесты дополняют слова и нередко даже заменяют их.
Особое внимание уделяется жесту Петрушки в булочной.
— Что может означать жест Петрушки? (Он хочет купить большой круглый хлеб или торт.) Как называется круглый хлеб? (Каравай.) Кому знакома детская песенка про каравай? (Как на Ванины именины испекли мы каравай: вот такой ширины, вот такой вышины...) Как же можно ещё изобразить каравай? (С помощью жестов в хороводе.)
7. Физкультминутка: хоровод “Каравай”.
8. Обращение к личному опыту учащихся.
— Что ещё можно сказать, показать при помощи жестов?
9. Игра “Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем”.
Игра проводится по предложению Ани и Вани. Одни школьники создают выразительные пластические образы с помощью характерных движений, поз и выразительных жестов, а другие угадывают, что они означают.