Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Узелки на память (с. 64-65) - 16-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Прописи Мой алфавит. Ч. 2 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Урок 61. Резервный материал (с. 62—63)
Урок 62. «Узелки на память» (с. 64-65)
Целевые установки урока
а) Повторение сведений об изученных звуках и буквах;
б) систематизирование знаний учащихся о парных и непарных звуках;
в) повторение правил написания буквосочетаний “жи — ши, ча — ща, чу — щу”.
Ход урока
1. Классификация изученных звуков и букв.
— На сколько букв вы должны “завязать узелки”? Посчитайте. (На 33 буквы.)
— “Узелки” каких букв “завязаны” парами на красной нитке и почему? (“Узелки” букв: а — я, о — ё, у — ю, ы — и, э — е. Первая буква в паре обозначает твёрдость предшествующего согласного, вторая — мягкость предшествующего согласного.)
— Какие парные звуки обозначают буквы, “завязанные” в синие “узелки”? (Звуки, парные по звонкости и глухости: [б] —[п], [б’] — [п’], [в] — [ф], [в’] — [ф’]...)
— Синие “узелки” каких букв выделены в отдельные группы и почему? (Букв, обозначающих звуки [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’], [й’], не имеющих парных звуков по глухости. Кроме того, буква х обозначает звуки [х] — [х’], не имеющие парных звуков по звонкости. А буквы ч, щ, ц обозначают звуки [ч’], [щ’], [ц], не имеющие парных звуков вообще.)
— Почему “узелки” букв ъ и ь отделены от остальных? (Эти буквы не обозначают звуков.)
2. “По страницам изученных букв”.
— Посмотрите на рисунки, буквы и слова в рамочках. Они помогут вам вспомнить и дополнить то важное и интересное, что вы узнали на страницах “Азбуки”.
3. Формирование представлений о культуре общения.
— Отгадайте загадку:
Сижу верхом, не зная на ком,
А знакомого встречу — соскочу, привечу.
— Вот вам подсказка: слово-отгадка начинается со звука [ш]. (Это шапка, шляпа.) У русских людей издавна существовал обычай: снимать шапку, приветствуя своих знакомых, здороваясь с ними. Сейчас этот обычай сохраняется у пожилых людей. Снимать шапку принято и входя в помещение.
А какое правило культуры общения вы узнали, прочитав текст о чаепитии у черепахи? (Будучи приглашённым в гости, не стоит опаздывать и заставлять ждать хозяев.)
4. Повторение правил о написании буквосочетаний “жи — ши, ча — ща, чу — щу”.
— Какое правило вы будете помнить, чтобы правильно написать слово “щука”? Какие ещё правила вы узнали от Совёнка?
5. Уточнение значений слова “щит”.
— Какие бывают щиты? (Баскетбольный щит, щит как военное снаряжение.) Почему дана лишь одна звуковая схема к этому слову? (Потому что слово одно, но у него несколько значений.) Из каких звуков состоит это слово?
6. Беседа по содержанию прочитанного в “Азбуке”.
— Знакомство с какой буквой помогло вам прочитать в энциклопедии текст о птицах? О каких птицах вы прочитали? Как надо читать энциклопедию? (Вдумчиво, внимательно.)
7. Упражнения в чтении слов с разделительными мягким и твёрдым знаками.
— Для чего нужны эти знаки, если они не обозначают звуков? Можно ли при чтении не обращать на них внимания? (Нет, нельзя.) Докажите это. Прочитайте пары слов. (Семя — семья, сесть — съесть.)
8. Чтение текста “Кто чему научится?”.
— Прочитайте название текста. Приготовьтесь дать ответ на вопрос, поставленный в названии текста.
Первичное чтение текста осуществляется индивидуально, а повторное — коллективно, в форме диалога: один ученик зачитывает вопрос, а класс хором читает ответ.
9. Чтение текста “И читать, и считать”.
— Прочитайте название текста. Грамотным человеком считается тот, кто умеет не только читать, но и считать. Прочитайте текст самостоятельно и посчитайте то, о чём в нём спрашивается.
О чём спрашивается в тексте? Читаем каждый вопрос и даём на него ответ.
10. Обобщение.
— Как вы считаете, на сколько лет вы должны запомнить изученные по “Азбуке” буквы? (На всю жизнь.)
Уроки 63—64. Резервный материал (с. 66—78)