Про всё на свете. Что, где, когда и почему? (с. 80-81, 92-95) - 1-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Про всё на свете. Что, где, когда и почему? (с. 80-81, 92-95) - 1-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Ресурсы и оборудование

Учебник “Азбука” (раздел “Про всё на свете”), рабочая тетрадь “Пиши красиво”, пособие “Читалочка”, электронное приложение к учебнику.

Основная задача учителя в этот период — формирование целостных приёмов чтения, правильного и выразительного чтения учащихся. Не должна остаться без внимания и ведущая идея раздела, связанная с книгой и пониманием текста. Важно показать, что книги могут говорить со своим читателем, рассказывать ему обо всём на свете. Общаясь с книгой, дети могут получить ответы на все интересующие их вопросы: “Что, где, когда и почему?” Однако книги рассказывают о мире и людях по- разному: одни из них точно передают то, что мы видим вокруг (научно-популярные тексты), а другие изображают, рисуют словом окружающий мир и людей, передавая их чувства и эмоции, а также и отношение писателя к изображённому им миру (художественные тексты). Писателей можно сравнить с волшебниками слова. Они как бы оживляют природу и предметы окружающего мира, придавая им свойства человека: умения говорить, думать и чувствовать.

Через эмоционально-образное восприятие и чтение художественных произведений учащиеся осваивают приёмы выразительного чтения, у них развивается художественно-образное мышление, формируется представление о культуре общения и морально-нравственном отношении к миру и окружающим людям. Однако освоение духовно-нравственного закона любви к людям происходит не только через чтение произведений, но и в процессе межличностного общения детей в классе и дома.

1-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ)

Уроки 1-2. Про всё на свете. Что, где, когда и почему? (с. 80-81, 92-95)

Целевые установки уроков

а) Формирование представления о книге как источнике знаний;

б) упражнение в плавном чтении слов и предложений;

в) знакомство с детскими научно-популярными, научно-художественными книгами (В. Бианки, Н. Сладкова и др.);

г) выявление круга первых читательских интересов учащихся;

д) формирование культуры общения, умения сотрудничать при работе в паре и группе.

Ход уроков

1. Чтецкая разминка (“Читалочка”). (Упражнения и тексты “Читалочки” помогут учащимся развить навык правильного чтения целыми словами, чтения без ошибок.)

2. Создание мотивации при введении в тему.

Учителю необходимо заинтересовать детей предстоящей работой по третьей части “Азбуки” “Про всё на свете”, убедить их в том, что читать книги интересно, потому что они открывают нам окно в большой мир знаний. Этот мир богатый и разнообразный. Но читать стихи, рассказы и сказки — это не просто читать, озвучивая слова и предложения, а читать и понимать, читать и чувствовать содержание написанного. А этому надо учиться, и здесь поможет “Азбука”, в которой много интересных стихов, рассказов, загадок.

3. На уроке проводится выставка книг В. Бианки, Н. Сладкова, Э. Шима. Учащиеся читают название раздела “Про всё на свете” и обмениваются мнениями.

— Подумайте, о чём вы узнаете в этом разделе.

4. Чтение пословиц о книге. Объяснение их смысла.

“Книга не самолёт — а за тридевять земель уносит”.

“Неграмотный — как слепой, а книга глаза открывает”.

“Книгу читаешь — как на крыльях летаешь”.

5. Чтение детьми стихотворения С. Маршака “Про всё на свете” (с. 80—81).

Установка перед чтением: читать плавно целыми словами.

— Обратите внимание на выделенные буквы в словах. Зачем их выделил художник? Что означают выделенные буквы?

(Выделенные буквы составляют алфавит; каждой букве алфавита писатель посвятил стихи.)

— Каких букв нет? Только ли о буквах рассказал нам автор? Писатель не только давал детям возможность лучше запомнить буквы, но и рассказывал им обо всём интересном, что окружает детей в мире. Именно буквы, алфавит открывают нам дорогу к книгам, которые могут раскрыть многие тайны природы, научить нас думать о ней, любить и беречь окружающий мир.

6. Чтение названия “Что, где, когда и почему?” (с. 92—93).

— Какой вопрос вас интересует больше всего? Поделитесь с нами. Как и где получить на него ответ? (Найти информацию в книге, узнать у взрослых или друзей.)

7. Работа в паре. Культура общения.

Учащиеся читают стихотворение Б. Заходера “Почему?” друг другу медленно, но целыми словами.

— Объясните, какой вопрос назван в стихотворении “трудный-претрудный”. Задаёте ли вы кому-нибудь вопрос “почему?”. Кому? Что интересует вас больше всего?

8. Самостоятельное шёпотное чтение рассказа Н. Сладкова “Почему год круглый?”.

— Кто ведёт диалог? Назовите участников разговора.

Какой вопрос их интересует? Одинаковый ли ответ даёт каждый из них? Кто из них прав? Выскажите своё мнение.

9. Чтение названия “Удивительное рядом” (с. 94).

— Как вы понимаете значение слова “удивительный”? Что вы считаете удивительным?

10. Чтение рассказа Е. Соловьёвой “Коралловый риф”.

— Как вы понимаете название рассказа?

Для объяснения названия рассказа лучше дать иллюстрацию. Но можно сделать и пояснение: коралл — морское неподвижное животное, живущее большими группами на скалах; риф — ряд подводных или выступающих из воды морских скал, опасных для судов.

— Приходилось ли вам слышать такие названия рыб: рыба-пила, рыба-молот? Почему люди им дали такие названия? Объясните.

11. Устные рассказы.

— Расскажите, что удивительного вы видели в своей жизни.

Речевая задача: расскажите так, чтобы ваши слушатели действительно удивились вашему рассказу.

12. Учитель проводит обобщение, рекомендует книжки для самостоятельного внеклассного чтения и чтения с родителями.

— Какой теме были посвящены уроки? Чему они вас научили? Какие книги вам захотелось прочитать?

Какое значение имеет книга в жизни каждого человека? Ходите ли вы в библиотеку? Читаете ли вы дома книги с родителями?

Сами оцените своё чтение, подумайте, над чем вам ещё надо поработать.


1 На обобщающий этап обучения грамоте отводится 18 часов (8 уроков чтения и 10 уроков письма). Однако в пособии предлагается несколько иной вариант распределения часов. Считаем целесообразным отвести на чтение 10 часов, а на письмо 8 часов, так как в этот период у детей активно формируются синтетические приёмы чтения (чтение целыми словами). Расширенный вариант планирования учитель может сократить по своему усмотрению, исходя из подготовки детей своего класса. Но логику изложения материала желательно сохранить.






Для любых предложений по сайту: [email protected]