Алфавит. Письмо основных элементов букв (с. 4-7) - 1-я НЕДЕЛЯ (ПИСЬМО) - ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Алфавит. Письмо основных элементов букв (с. 4-7) - 1-я НЕДЕЛЯ (ПИСЬМО) - ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

В послебукварный период на уроках письма учащиеся используют рабочую тетрадь “Пиши красиво”.

Материал пособия достаточно разнообразен и может быть частично использован для закрепления элементарных навыков письма. Оставшуюся часть письменных упражнений из пособия можно использовать на уроках русского языка в 1 классе при проведении “Минуток чистописания”.

Тетрадь включает три раздела:

1. Строчные буквы, их основные простейшие элементы: линия с закруглением с одной или двух сторон, прямая линия с петлёй внизу или вверху, плавная линия с точкой.

Даны слова и предложения для отработки навыка письма.

2. Заглавные буквы, элементы заглавных и строчных букв, а также слова и предложения с ними.

3. Буквы гласных звуков, слова с буквами е, ё, и, ю, я после согласных, слова с буквосочетаниями “жи — ши, ча — ща, чу — щу” и с разделительными ь и ъ знаками.

В третий раздел пособия включены предложения и тексты делового характера (записка).

Учитель использует предложенные в пособии материалы по своему усмотрению, ориентируясь на уровень подготовки детей своего класса.

Материалы разделов можно использовать в предложенном порядке, но возможен вариант, когда они используются параллельно или в другом порядке.

В пособии приводятся ориентировочные уроки по материалам первого раздела (8 уроков).

Урок 1. Алфавит. Письмо основных элементов букв (с. 4-7)

Целевые установки урока

а) Привлечение внимания к красоте написания старинных букв русского алфавита и к современному упрощённому написанию букв;

б) привлечение внимания к основным элементам, из которых состоят современные буквы;

в) установка на чёткое, разборчивое и красивое письмо;

г) упражнение в написании важнейшего элемента многих строчных букв: прямой линии с закруглением внизу.

Ход урока

1. Рассматривание страниц тетради, на которых даны образцы старинных рукописей и букв алфавита.

Учитель стремится вызвать у детей чувство гордости за Россию и русских людей, сумевших в течение тысячелетий сохранить нашу письменность и передать её современным детям. Основу письменности составляет алфавит, которым мы пользуемся и сегодня.

— Можно ли написать по-русски книги, письмо, записки, не зная букв русского алфавита?

2. Определение основных элементов, из которых состоят буквы (с. 5).

Установка на красивое, разборчивое письмо.

3. Упражнения в написании основных элементов строчных букв: прямой линии с закруглением внизу под счёт “раз — и” (с. 6).

Учителю необходимо организовать деятельность ребёнка при написании элементов букв с образца. Учащиеся должны усвоить последовательность действий. Для их реализации нужна мотивация.

— Вы хотите, чтобы все ваши работы, написанные слова и предложения выглядели красиво и вызывали у ваших родителей, учителей и друзей восхищение и радость? Для осуществления вашего желания надо знать несколько секретов. Вспомните их:

— правильно держать ручку и класть наклонно тетрадь;

— рассмотреть образец, выделить его элементы;

— написать эти элементы или буквы;

— сравнить первые написанные буквы с образцом, найти ошибки в написании;

— писать буквы правильно;

— оценить свою работу.

Для того чтобы дети запомнили алгоритм написания букв, можно на доске обозначить пиктограммами последовательность действий: 1) как держать ручку и тетрадь; 2) образец буквы и её элементов; 3) прямая линия с двумя разнонаправленными стрелками (которые показывают, что надо сверять написанное с образцом); 4) контроль: палец, поднятый вверх; 5) самооценка: цветок, флажок или что-то другое.

4. Письмо слов и предложений. Правила написания слога “ши”.

5. Упражнения в написании прямой линии с закруглением и небольшой петелькой (ц).

6. Дополнительные упражнения на различение сходных звуков и их обозначение на письме (цч): цапля — чайка; чайка и цапля — птицы.

7. Загадка, написанная по-разному: красиво и некрасиво.

— К какому образцу можно отнести выражение “Пишет как курица лапой”?

8. Графический анализ предложения, осмысление ошибок.

— Видели ли вы, какие следы на песке оставляет курица своими лапками? (Они неровные, линии направлены в разные стороны.)

Самостоятельное списывание загадки.

9. Подведение итогов: чему научились, что узнали нового.






Для любых предложений по сайту: [email protected]