Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год
Звуки [и] и [ы], буквы Ии, ы (с. 72-73) - 2-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Азбука. Ч. 1. Страна АБВГДейка; прописи Мой алфавит. Ч. 1 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Целевые установки урока
а) Развитие умения различать в словах звуки [и] и [ы];
б) знакомство с буквами Ии, ы;
в) развитие умения проводить звуковой анализ и синтез;
г) развитие умения сотрудничать при работе в парах и группах.
Ход урока
1. Рассматривание c. 72—73. Постановка задачи урока.
— Что вас удивляет? (Перепутано содержание сказок.) Как же называется эта страница? (“Путаница”.) Нужно распутать путаницу, вспомнив содержание этих сказок и познакомившись с новой буквой.
2. Проверка учащихся на знание содержания сказок.
— Назовите героев сказок, которые заблудились и попали не в свою сказку. (Курочка Ряба, щука.)
— В какой сказке упоминаются щука и такой волшебный предмет, как иголка? (В сказке про Ивана-царевича.)
3. Звуковой анализ слов “игла”, “иглы”.
— В чём состоит волшебная сила иглы в сказке про Ивана-царевича? И в нашей “Азбуке” игла тоже не простая, она нас уму-разуму научит.
Послушайте, каким звуком начинается слово “игла”. (Звуком [и].) А каким звуком слово заканчивается? Измените слово так, чтобы оно стало обозначать несколько предметов. (Иглы.) Как изменился звук на конце слова? (Вместо звука [а] появился звук [ы].)
4. Сравнительная характеристика звуков [и] и [ы].
— Сравните: [и] — [ы]. Чем похожи эти звуки? (Даётся характеристика звуков как гласных.) А чем различается произношение этих звуков? (При произнесении звука [и] рот чуть-чуть приоткрывается, язык приподнимается и звук как бы проходит сквозь игольное ушко. При произнесении звука [ы] язык опускается, звук становится более низким.)
5. Знакомство с буквами Ии, ы, их обведение на страницах “Азбуки” обратным концом ручки.
— Какое из слов в сказке — “игла” или “Иван” — нужно писать с большой буквы? Почему нет большой буквы ы? (Нет имени на ы.)
6. Лексическая работа.
— Что в руках у Ивана-царевича? (Лук.) Какой лук вы имеете в виду?
7. Анализ моделей слов. Сравнение слов по звучанию и значению.
Объяснение значений слов: “лук” — огородное растение и “лук” — старинное оружие для метания стрел в виде гибкой дуги, стянутой тетивой. Сравнение слов по звучанию и доказательство того, что звуки в словах одинаковые. Вывод о том, что хотя слова звучат одинаково, но это разные слова.
8. Чтение предложения, записанного буквой, акрофонической схемой слова, рисунком: “У Ивана лук”.
— Что перепутано в этом предложении? (Использовано не то слово “лук”, которое нужно.) А зачем нужен богатырский лук Ивану-царевичу? Кто помнит, как об этом рассказывается в сказке?
9. Чтение отрывка из сказки “Подплывает к Ивану щука-рыба...”
— Прочитайте, что было после того, как утка упала в море. Чем же заканчивается сказка?
10. Рассказывание сказки про Курочку Рябу.
— Думается, что эту сказку вы все хорошо знаете и сумеете рассказать, ничего не перепутав.
11. Рассматривание рисунка, создание “звуковой картины”.
— Обратите внимание на выражение лица, жесты плачущих героев сказки. Прочитайте, как плачет дед, как плачет баба. Почему они плачут по-разному? (У женщин всегда голос потоньше, повыше, у мужчин — пониже.)
12. Разыгрывание сказки в лицах.
— Как утешала деда с бабой Курочка Ряба? Как она кудахтала? Как взмахивала крыльями? Изобразите эту сценку. Кто хочет выступить в роли деда? в роли бабы? А в роли Курочки Рябы?
13. Работа в паре. Постановка учебной задачи.
— Нравится ли вам работать в паре? Что получается, а что нет? Сегодня на уроке будем продолжать учиться работать в паре.
14. Принятие учащимися правил сотрудничества.
Одна голова хорошо, а две — лучше. Не будь тороплив, а будь терпелив. Умеешь сам — научи другого. Сначала подумай, потом скажи. Ошибиться может каждый.
15. Упражнение в различении звуков [и] и [ы].
— Я буду называть слова, а вы — показывать ту букву, которой обозначается ударный гласный звук: кит, сыр, крыша, гриб, книга.
Один ученик в паре работает с сигнальной карточкой “и”, другой — с карточкой “ы”.
16. Анализ моделей слов “рыбы”, “щука”.
— Чем интересно звучание и написание слова “рыбы”? (В слове два звука [ы] и две буквы ы.) Какие другие звуки есть в этом слове? Какая пара сумеет составить из букв всё слово? Какой паре нужна помощь? (Пара, нуждающаяся в помощи, объединяется в группу с другой парой.)
— Произнесите второе слово по схеме и назовите, что это за рыба. (Щука.) Докажите правильность своего ответа, выделив каждый звук в слове по схеме. Какие ещё названия рыб вы ещё знаете? Победит та пара, слово которой будет последним.
17. Разгадывание ребуса “Игра”.
— Та пара сумеет быстрее разгадать ребус, которая лучше знает названия птиц.
18. Игра в превращение слов: мышка, мошка, мушка.
— Мы провели конкурс на самую знающую пару, а теперь проведём на самую смекалистую. Во что превратится слово “мышка” с заменой буквы ы на буквы о, у? Изменится ли гласный звук в слове?
19. Звуковой анализ слов “мышка” — “мишка”.
— Как слово “мышка” превратилось в слово “мишку”? Что изменилось в написании слова? А в произношении? Для доказательства выделим звуки в словах “мышка” и “мишка”.
Как звучит первый согласный звук в слове “мышка”? (Твёрдо — [м].) Какой звук следует за ним? ([ы].) Теперь измените звучание этого слова так, чтобы первым звуком стал не твёрдый, а мягкий звук и за ним последовал звук [и]. Попробуйте прочитать слова под звуковой схемой, в которых обозначены изученные буквы.
20. Совместное чтение детьми предложений из сказки “Курочка Ряба”.
— Вы поработали в паре, а сейчас будете читать все вместе. Много или мало можно прочитать, зная лишь отдельные буквы у, и, а? (Много, если при чтении остальных букв, слов на помощь придут товарищи.)
21. Оценка учащимися выполнения учебной задачи.
— Сумели ли вы дружно, слаженно работать в паре, группе?