Звуки [г] и [г'], буква Гг (с. 96-97) - 6-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Азбука. Ч. 1. Страна АБВГДейка; прописи Мой алфавит. Ч. 1 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Звуки [г] и [г'], буква Гг (с. 96-97) - 6-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Азбука. Ч. 1. Страна АБВГДейка; прописи Мой алфавит. Ч. 1 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Целевые установки урока

а) Формирование умений произносить и различать звуки [г] и [г’];

б) активизация познавательной самостоятельности учащихся по “открытию” звукового значения новой буквы Гг;

в) развитие умения читать трёхсложные, четырёхсложные слова;

г) развитие чувства слова.

Ход урока

1. Работа на с. 96. “Открытие” учащимися звукового значения новой буквы.

— Посмотрите на новую букву. Некоторые ребята уже знают эту букву и даже показывали её нам на прошлом уроке. Какого она цвета? Как вы думаете, почему? (Обозначает два согласных звука: твёрдый и мягкий.) Попробуйте догадаться, какие это звуки. Кто принёс новую букву? (Гусеница.) Что из этого следует? (Слово “гусеница” начинается со звука [г], значит, новая буква обозначает звук [г].) Что подсказывают “бусинки” под рисунком гусеницы? (У твёрдого звука [г] есть парный мягкий звук [г’].) Сравните и охарактеризуйте эти звуки. (Звуки [г’] и [г] похожи. Они согласные, так как при произнесении корень языка образует преграду выходящему воздуху, но [г’] — мягкий звук, а [г] — твёрдый.)

2. Упражнение в различении звуков [г] и [г’].

— Приготовьте звуки-“бусинки”. Слушайте слова и показывайте, какой из звуков — твёрдый [г] или мягкий [г’] — встречается в словах: гусь, герой, глаза, огонь, сапоги, город, Гена, гриб.

3. Беседа по рисунку.

— Приходилось ли вам собирать грибы? А находить большие грибы? Очень большие — гигантские?

4. Работа над значением слова “гигантский”.

— Что значит гигант, гигантский? (Очень большой.)

5. Слого-звуковой анализ слова. Соотнесение звуков и буквы.

— Произнесите слово по слогам. (Ги-гант.) Каким звуком начинается первый слог? (Звуком [г’].) А второй? (Звуком [г].) Как это обозначено буквами? Какими? Прочитайте слово.

6. Чтение слогов. Работа в паре.

— Что вы помните о правилах чтения? Проверьте друг у друга умение читать слоги.

7. Подготовка к чтению текста.

Чтение слов по подобию, с наращением: нога, много, голова; круг, вокруг, кругом.

8. Чтение текста по предложениям.

Прочитывание акрофонической схемы слова “домик”: дуб, обруч, мишка, игла, кот.

9. Чтение скороговорки “Гром гремучий...”.

— Может быть, не всё так печально? Хотите, чтобы у этого рассказа был радостный конец? Тогда прочитайте скороговорку быстро и правильно.

10. Подведение итогов.

— Все ли поняли, почему именно гусеница познакомила нас с новой буквой? Судя по лицу Петрушки, он этого не понял. Кто ему объяснит? (Слово “гусеница” начинается со звука [г]. По форме гусеница напоминает букву г. Рассказ, в котором много слов на букву г, тоже о гусенице.)

11. Работа на с. 97. Постановка задачи урока.

— Будем продолжать читать слова с буквой г, чтобы читать с этими словами рассказы.

12. Рассматривание рисунка.

— Кто выступает на концерте? На каких музыкальных инструментах играют музыканты?

13. Упражнения в развитии фонематического слуха.

— В каких словах встретились звуки [г] и [г’]?

14. Подготовка к чтению текста. Чтение слов с наращением: гитара — гитарист, голос — голосист.

— Какое слово тоже заканчивается на “ист” и обозначает человека, выступающего на сцене? (Артист.) Петрушка хочет спросить вас, как называется человек, играющий на гармошке. (Гармонист.)

15. Упражнение в чтении длинных слов на основе их составления из букв (магнитных, разрезной азбуки и т. п.): упал — упали — ступали — наступали — поступали — выступали.

16. Чтение рассказа “Артисты”. Выяснение восприятия прочитанного на основе повторного, выборочного чтения.

— Как звали гуся? (Гога.) Почему у него такое имя? (Он гогочет.)

— Что произошло во время выступления? Прочитайте.

Как изменилась песня гуся? Прочитайте. Как гусь пел вначале и как потом? (Го-га. Ко-ка.) Замена каких звуков в звонкой песне гуся сделала её глухой?

17. Логические упражнения на обобщение.

— На чём играют гусь и гном? На чём ещё можно играть?

— Прочитайте: гитара, скрипка, пианино. Как одним словом можно назвать эти предметы? (Музыкальные инструменты.)

18. Обращение к личному опыту учащихся.

— Кто из вас учится играть на музыкальных инструментах? Кто учится петь и уже выступал перед слушателями? Всё ли вам удавалось?

19. Подведение итогов. Развитие рефлексии.

— Кто уверен, что научился читать слова с буквой г?






Для любых предложений по сайту: [email protected]