Сравнение звуков [г], [г'] и [к], [к'] (с. 97-99) - 6-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Азбука. Ч. 1. Страна АБВГДейка; прописи Мой алфавит. Ч. 1 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Русский язык 1 класс - Методическое пособие с поурочными разработками - 2017 год

Сравнение звуков [г], [г'] и [к], [к'] (с. 97-99) - 6-я НЕДЕЛЯ (ЧТЕНИЕ) - Азбука. Ч. 1. Страна АБВГДейка; прописи Мой алфавит. Ч. 1 - БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Целевые установки урока

а) Формирование общего представления о парных согласных по звонкости-глухости и закрепление его;

б) развитие чувства языка;

в) формирование умения подбирать слова, противоположные по значению;

г) совершенствование способа чтения, ориентирование на чтение целыми словами.

Ход урока

1. Повторение.

— Вспомните рассказ “Артисты”. Что произошло во время выступления? Как изменилась песня гуся? Как он пел вначале и как потом? (Го-га. Ко-ка.) Замена какого звука в песне гуся сделала её из звонкой глухой? (Замена звука [г] на звук [к].)

2. Сравнение звуков, парных по звонкости-глухости.

— Сравните звуки [г] и [к]. Прислушайтесь к их звучанию; понаблюдайте за работой органов речи при произнесении. Чем сходны эти звуки и чем различаются? (Одинаково работают органы речи: язык образует преграду выдыхаемому воздуху, но звук [г] произносится громко, с голосом, а звук [к] — тихо, без голоса, только слышится шум.)

— А теперь сравните звуки [г’] и [к’].

3. Задание “Узелки на память”.

— Звуки [г], [г’], которые произносятся с голосом, называются звонкими, а звуки [к], [к’], которые произносятся без голоса, только с шумом, называются глухими.

4. Чтение слогов и слов на сопоставление звуков [г] и [к].

— Прочитайте, как говорил Гога вначале и как потом, когда у него пропал голос. Сравните слова по произношению и значению.

5. Разгадывание ребуса “Голос” (рисунок колоса, рядом зачёркнутая буква к, исправленная на г).

С глухим согласным

Наливаюсь в поле,

Со звонким

Сам звеню я на раздолье.

(Колос — голос)

6. Звуковой анализ. Различение звуков [г], [г’] и [к], [к’] в словах: картинка, гриб, коробка, горох, кит, огурец, молоток, мак, сапоги, кино, гном, совок...

Если в слове слышится звонкий звук [г] или [г’], дети хлопают в ладоши, а если слышится глухой звук [к] или [к’], не хлопают.

7. Чтение текстового отрывка “Гуси”.

— Знакомы ли вам эти строчки? Из какой они песенки? Обратите внимание: в начале учебного года вы только слушали слова из этой песенки, а теперь уже можете их прочитать.

8. Физкультминутка под песенку “Жили у бабуси...”.

9. Задание “Гусиная семья”.

Уточнение значения слов “гусыня”, “гусята”.

10. Чтение текста повышенной сложности “Незваная гостья” (с. 97). Пропедевтическая работа по формированию понятия “родственные слова”.

— Чем похожи по значению и чем различаются слова: гусь, гусак, гусыня, гусята? Есть ли общее в значении слов “гусь” и “гусеница”? (Нет, гусь — птица, а гусеница — насекомое.) Однако гусеница считает иначе. Вернёмся на страничку назад. Послушайте весёлую историю “Незваная гостья”. Как вы думаете, является ли гусеница родственницей гусей? (Нет.) Учёные, которые исследуют, как появились разные слова, установили, что слово “гусеница” означает “волосатая” и не имеет никакого отношения к гусям.

11. Лексическая работа: подбор слов, противоположных по значению.

На доске записано слово “игра”.

— Умение читать слова с буквой г позволит провести интересные игры. Аня с Ваней придумали игру в пары слов и предлагают вам поиграть вместе с ними. Прочитайте слова в столбиках. Составьте пары слов, противоположных по значению. (Учащиеся подбирают слова: радостно, пусто, тихо, низко.)

— Продолжим эту игру в слова. Для этого послушайте отрывок из стихотворения Джона Чиарди (в переводе Р. Сефа) “Прощальная игра”:

Скажу я слово “высоко”, а ты ответишь: ... (Низко.)

Скажу я слово “далеко”, а ты ответишь: ... (Близко.)

Скажу тебе я слово “трус”, ответишь ты: ... (Храбрец.)

Теперь “начало” я скажу, ну, отвечай: ... (Конец.)

12. Закрепление представлений о согласных, парных по звонкости-глухости.

— Петрушка спрашивает: “Являются ли противоположными по значению слова “звонкий” и “глухой”? Для ответа на его вопрос вспомните, какие звуки называются звонкими, а какие — глухими. (Согласные звуки, которые произносятся с голосом, называются звонкими, а согласные, которые произносятся без голоса, называются глухими.) Значит, применительно к согласным звукам слова “звонкие” и “глухие” являются противоположными по значению.

13. Задание “Что такое хорошо и что такое плохо”.

На доске записано: “Прогулка по лугу”.

— Петрушка не унимается: просит вас подобрать слово, противоположное по значению слову “хорошо”. (Плохо.) Прочитайте, что написал Петрушка. (Прогулка по лугу.) Это хорошо? (Да.) Замените в слове “лугу” звонкий согласный на глухой. Какое слово получится? (Луку.) Замените букву в этом слове и прочитайте снова данное выражение. (Прогулка по луку.) А такое бывает?

14. Подготовка к чтению текста.

— Прочитайте заголовок текста. Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Расскажите, что вы видите на лугу.

15. Подготовительное упражнение в чтении словосочетаний на основе развития смысловой догадки.

На доске записано начало слова “приск...”.

— Лягушка что сделала? Подберите слово, подходящее по смыслу и начинающееся на “приск...”. (Прискакала.) Проверьте своё предположение. (Учитель дописывает слово до конца.) А если заменить начало слова на “уск...”? (Ускакала.)

16. Чтение текста “На лугу”.

Чтение текста осуществляется по предложениям. Проводится сопутствующий анализ содержания текста по частям, выборочное перечитывание в сочетании с лексической работой.

— Каким вам видится луг утром? (Свежий, умытый росой.) Какой бы рисунок вы нарисовали к этой части текста? Почему лягушке понравился утренний луг? Как надо прочитать слова лягушки? (С радостью, удовольствием.) Как изменился луг днём? Как вы понимаете выражение “солнце выпило росу”? Почему ускакала лягушка?

17. Игра “У медведя во бору”.

Чтение текста учителем с участием детей. Заучивание текста наизусть, объяснение правил игры.

— На перемене вы сможете поиграть в эту игру.

18. Игра “Гуси-гуси”.

Чтение текста учителем с участием детей, заучивание наизусть.

— На перемене разучим эту игру.

19. Логическое упражнение “Кто это?”. (Классификация названий птиц и зверьков-грызунов.)

20. Подведение итогов.

Выполнение задания по чтению слов от сороки Риты (с. 98).

— Покажите, как правильно и быстро вы научились читать слова с буквой г.

Выяснение отношения учащихся к содержанию урока.

— Понравился ли урок? Что особенно понравилось на уроке?






Для любых предложений по сайту: [email protected]