Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова Золотая осень»

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова Золотая осень»

ЦЕЛИ УРОКА: развивать умение составлять текст по сюжетному рисунку, по вопросам учителя, данному началу.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Учащиеся получат первоначальные навыки составления рассказа по картине.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради. С. 13, упр. 25.

Проговаривание скороговорок в быстром темпе. Определение главной мысли каждой скороговорки. Установление связи слов в скороговорках. Подбор и запись скороговорки, подходящей к предложенной схеме. (Зяблик зорянку разбудил спозаранку.)

Ответы на вопросы:

— Какие члены предложения составляют его основу?

Как найти в предложении подлежащее и сказуемое?

Какова роль второстепенных членов предложения?


2. Актуализация знаний

— Послушайте стихотворения. Определите, о каком времени года и о каких явления природы рассказывают поэты.

Октябрь

Вот на ветке лист кленовый.

Нынче он совсем как новый!

Весь румяный, золотой.

Ты куда, листок? Постой!

(Берестов В. Д.)


Осень

Осень — рыжая девчонка —

Шьёт наряды тонко-тонко:

Красные, бордовые, жёлтые листки —

Это лоскутки.

(Минухина К.)

— Какое настроение выражено авторами этих стихотворений?

Чем восхищаются авторы?


3. Целеполагание

— Сегодня на уроке вы будете учиться составлять рассказ по картине, используя начало рассказа и опорные слова.


4. Работа по теме урока

Работа по учебнику. С. 39, упр. 47. Подготовка к сочинению. Работа с «Картинной галереей» учебника, с репродукцией картины Ильи Семёновича Остроухова «Золотая осень». Рассматривание рисунка, определение его темы и темы предстоящего сочинения.

Анализ рисунка по вопросам в учебнике.

— Подумайте, о чём надо сказать во вводной части. (Что изображено на рисунке?)

Что следует описать в основной части? (Описать деревья, небо, сорок на тропинке.)

О чём можно сказать в заключительной части? (Выразить своё отношение к картине.)

Предложите свой заголовок к рассказу.

Составление устного рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».

Коллективная запись сочинения или запись ответов на вопросы:

1) Что художник изобразил на рисунке?

2) Какие стоят деревья?

3) Что лежит на земле?

4) Кто остановился на лесной тропинке?

5) Какие чувства у вас вызывает эта картина?

Выбор подходящего окончания рассказа из предложенных вариантов.

Запись на доске:

а) Хорошо в лесу!

б) Великолепную картину нарисовал художник!

в) Boт и осень!

Примерный текст сочинения

Золотая осень

На рисунке художник изобразил золотую осень. Яркими красками раскрасила осень лесную поляну. Красивый наряд надели деревья. Причудливые стволы деревьев видны сквозь золотую листву. Оранжевые листья засыпали землю. На земле разноцветный ковер из листьев. На лесной тропинке сидят две белобокие сороки. Великолепную картину нарисовал художник!


5. Домашнее задание

Выполнить упр. 27 на с. 14 в рабочей тетради.


6. Подведение итогов урока

— Чему учились на уроке?

Заслушивание отдельных рассказов, составленных учащимися (по желанию самих авторов рассказов).






Для любых предложений по сайту: [email protected]