Однозначные и многозначные слова - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс - 2017 год

Однозначные и многозначные слова - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Целевые установки: развивать умение определять границы своих познаний, формулировать и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; познакомить с понятиями однозначные слова и многозначные слова; формировать умение различать однозначные и многозначные слова, пользоваться “Толковым словарём” при определении многозначных слов; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Комментированная запись слов с объяснением их написания и толкования: диалог, ягода, берёза, яблоко, яблоня, пенал, ландыш, лопата. Учитель: “Порассуждайте: каждое из этих слов имеет одно или несколько значений?”

3. Постановка и обсуждение познавательной задачи урока: “Что такое однозначные и многозначные слова?” Ответы на вопрос и выполнение задания учителя: “Слова, которые вы записали, однозначные или многозначные? Объясните свой ответ”.

4. Наблюдение за многозначными словами (учебник, упр. 58, с. 47): рассматривание рисунков предметов (иголки для шитья, иголки у хвойных деревьев, иголки ежа; шляпка как головной убор, шляпка гриба, шляпка у гвоздя). Выполнение заданий (учебник, упр. 58, с. 47). Составление предложения с любым многозначным словом в каждом значении.

5. Работа со схемой (учебник, упр. 59, с. 48). Ответы на вопросы: “Что можно узнать из данной схемы? Как отличить однозначные слова от многозначных?” Выполнение заданий упр.

Обобщение: одним и тем же многозначным словом могут называться разные предметы, признаки, действия, которые в чём-то сходны между собой (по форме, цвету и др.). Так, словом гребеньобозначается и предмет для расчёсывания волос, и вершина горы, и верх волны, и нарост на голове петуха.

6. Работа со словарным многозначным словом дорога. Показ на доске рисунков с изображением железной, просёл очной и асфальтированной дороги. Ответы на вопрос и выполнение задания учителя: “Как одним словом можно назвать данные предметы? Проверим, правы ли вы”. Чтение стихотворения (учебник, упр. 60, с. 48). Выполнение заданий. Орфоэпическое и орфографическое проговаривание слов дорога, дорожка, дороженька; наблюдение за обозначением буквой о безударного гласного звука [а] в первом слоге каждого из слов; введение этимологической справки. (Слово дорога восходит к слову дор, что когда-то означало “расчищенное место”, возможно, дороги в древности прокладывались в лесистых местах по дорам — расчищенным просекам.) Запись предложения со словом дорога под диктовку: “Мы ехали по железной дороге”. Определение того, что означает словосочетание железная дорога. Выделение в предложении главных членов: подлежащего и сказуемого.

7. Выделение многозначных слов в предложениях, объяснение их значений (учебник, упр. 61, с. 49). Выполнение заданий. Уточнение значения многозначных слов по “Толковому словарю” учебника.

8. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Что такое многозначные и однозначные слова? Почему эти слова так называют? Где можно уточнить, какое слово однозначное, а какое — многозначное?” (В толковом словаре.)

Проверка и оценка результатов учебной деятельности: выполнение задания учебника (рубрика “Проверь себя”, задание 3, с. 75).

Домашнее задание

Выполнить задания на выбор: “Рабочая тетрадь”, упр. 32, с. 17; упр. 34, с. 18; упр. 35, с. 18. Обсуждение заданий.






Для любых предложений по сайту: [email protected]