Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс - 2017 год

Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Целевые установки: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; создать условия для осознания учащимися, что слово может быть названием многих однородных предметов; формировать умения соотносить слово и образное представление предмета, названного этим словом; классифицировать слова по тематическим группам; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания. Чтение и обсуждение записанных предложений и слов.

2. Постановка познавательной задачи урока: “Учимся определять лексическое значение слова”. Воспроизведение знаний о слове и его лексическом значении. Беседа по вопросам: “Для чего нужны слова? Что такое лексическое значение слова?”

Определение слова по его лексическому значению и запись этого слова: 1) Крупное хищное животное с бурой или белой шерстью. (Медведь.) 2) Домашнее животное, которое охраняет дом. (Собака.) 3) Хищное животное с рыжим мехом. (Лисица.) 4) Домашнее животное, которое даёт молоко. (Корова.)

Ответы на вопросы: “Что обозначают эти слова? Где можно узнать о лексическом значении незнакомого слова?”

3. Комментированный словарный диктант: запись слов с объяснением их написания и толкования. Слова для диктанта: берёза, сентябрь, лопата, яблоко, яблоня, рисунок. Обобщение: “Чему учились при записи слов?”

4. Работа с текстом: определение, составляют ли предложения текст и почему, определение темы текста, подбор заголовка (учебник, упр. 53, с. 45). Выполнение заданий (при объяснении значения слова желательно использовать иллюстрации с изображением растущей на болоте клюквы). Запись первого предложения. Взаимопроверка.

5. Работа над воссозданием образа слова. Осознание слова как общего названия ряда однородных предметов (учебник, упр. 54, с. 45; упр. 55, с. 46 или “Рабочая тетрадь”, упр. 29, с. 15). Выполнение заданий. Работа с рубрикой “Обратите внимание!” (учебник, с. 45).

6. Работа над словарным словом ягода. Выяснение значения слов ягода, ягодка, ягодный, сопоставление произношения и написания, выделение во втором слоге буквы о, буквы безударного гласного звука, написание которой надо запомнить.

7. Упражнение в определении значений слов и в классификации различных тематических групп слов (учебник, упр. 56, 57, с. 46). Работа проводится по вариантам, в проверке принимает участие весь класс. Выясняется, почему так названы животные (носорог, медведь), профессии (учитель, тракторист и др.).

8. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Что такое лексическое значение слова? Для чего надо знать лексическое значение слов? В какие группы могут объединяться слова по значению?”

Проверка и оценка результатов учебной деятельности: выполнение задания учебника (рубрика “Проверь себя”, задание 2, с. 75).

Домашнее задание

Выполнить задания в “Рабочей тетради” (упр. 30, 31, с. 16).






Для любых предложений по сайту: [email protected]