Ударение (продолжение) - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс - 2017 год

Ударение (продолжение) - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Целевые установки: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; уточнить представления о смыслоразличительной роли и подвижности русского ударения; формировать умение различать ударные и безударные слоги, выделять в словах ударение, работать с “Орфоэпическим словарём”, соблюдать в практике речевого общения нормы произношения слов; развивать умение оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов и результаты своей деятельности.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания. Обсуждение вопросов: “Что такое ударение? Чем отличается ударный слог от безударного?” Чтение составленных и записанных слов по слогам и затем выделение ударного слога (“Рабочая тетрадь”, упр. 59, 60).

2. Постановка задачи урока учителем: “Сегодня на уроке вы продолжите открывать секреты русского ударения”.

3. Разгадка первого секрета. Наблюдение над словами, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному и имеют разный смысл. Определение роли ударения в таких словах: ударение помогает различать слова по смыслу. Выполнение заданий (учебник, упр. 103, с. 69). Запись любой пары предложений.

4. Работа над словарным словом капуста: разгадывание загадки о капусте, выяснение значения и происхождения слова. (Слово капуста произошло от слова капут, которое в латинском языке означало “голова”. Действительно, кочан капусты похож на голову.) Сравнение произношения и написания слова капуста, его запись.

5. Выразительное чтение строк (учебник, упр. 104, с. 69), ответы на вопросы к упражнению. Нахождение в стихотворных строках однокоренного слова к слову капуста. Наблюдение за единообразным написанием корня в словах капуста, капустный. Выполнение заданий к упр. 104.

6. Разгадка второго секрета. Наблюдение за подвижностью русского ударения (учебник, упр. 105, с. 70; “Рабочая тетрадь”, упр. 61, с. 29). Воспроизведение знаний детей о написании буквы безударного гласного звука в двусложных словах, в проверочном и проверяемом словах. Выполнение заданий (по вариантам: по учебнику, по “Рабочей тетради”).

7. Чтение рубрики “Обратите внимание!” (учебник, с. 70): анализ и синтез научного текста. Ответ на вопрос: “Когда ударение может переходить с одного слога на другой? При проверке написания каких слов используется свойство подвижности ударения в слове?”

8. Разгадка третьего секрета. Работа в парах (учебник, упр. 106, с. 70). Упражнение в произнесении слов с выделением ударного слога. Знакомство с “Орфоэпическим словарём” в учебнике (с. 134). Проверка правильности произношения слов по “Орфографическому словарю”. Существуют определённые нормы произношения: неправильно говорить звóнит, а правильно — звонúт.

9. Итог урока. Ответы на вопросы и выполнение заданий учителя: “Какие секреты вы открывали на уроке? Каков первый секрет? Что помогает различать ударение? Приведите примеры. Назовите второй секрет. Что означает выражение ударение в русском языке подвижное? Когда используется на письме это свойство ударения? В чём состоит третий секрет? Где можно проверить правильность постановки ударения?”

Проверка и оценка результатов учебной деятельности: выполнение заданий учебника (рубрика “Проверь себя”, задания 9, 10, с. 76).

Домашнее задание

Выполнить задания в “Рабочей тетради” (упр. 58, с. 28; упр. 62, 63, с. 30).






Для любых предложений по сайту: [email protected]