Что такое текст. Тема текста - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс - 2017 год

Что такое текст. Тема текста - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Целевые установки: учить понимать и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; познакомиться с признаками текста; формировать умения пользоваться знаково-символическими средствами представления информации; отличать текст от других записей по его признакам, определять тему текста, подбирать к нему заголовок, выбирать предложения для составления текста на заданную тему; составлять текст из деформированных предложений; совершенствовать навык осмысленного чтения текста; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания. Чтение и обсуждение детьми составленных монологов и диалогов.

2. Работа со шмуцтитулом (учебник, с. 15), знакомство с новым разделом “Текст” и определение целевой установки изучения раздела “Что вспомним, что узнаем, чему будем учиться”.

3. Чтение названия темы “Текст” и познавательной задачи урока: “Что такое текст?” (учебник, с. 16).

Определение цели урока с опорой на схему на доске:

Обсуждение ответов на вопросы: “Что такое текст? Можно ли назвать текстом рассказ? сказку? басню? стихотворение?”

4. Выполнение заданий (учебник, упр. 12, с. 16).

Сопоставление записей слов, предложений, не связанных друг с другом по смыслу, и текста.

Учитель обращает внимание на то, что третья запись — это текст (речевое высказывание), в нём более двух предложений, каждое из которых связано друг с другом по смыслу, предложения расположены в определённой последовательности.

Все предложения текста можно объединить общей темой (“Свиристели”), к тексту можно подобрать заголовок.

Обобщение по учебнику, чтение сведений о языке (учебник, с. 17): в тексте (устном или письменном) два и более предложения, которые объединены общей темой, связаны друг с другом по смыслу, к тексту можно подобрать заголовок.

Зрительная опора — строительство в ходе урока схемы в виде дома, показывающей признаки текста:

5. Повторное чтение текста (учебник, упр. 12), определение на слух предложений в тексте, обсуждение того, как в устной и письменной речи выделяются предложения. Выполнение заданий.

6. Упражнения в определении последовательности предложений в тексте (“Рабочая тетрадь”, упр. 10, с. 7). Выполнение устных и письменных заданий.

7. Постановка новой познавательной задачи урока: “Что такое тема текста?” Упражнения в определении темы текста (учебник, упр. 13). Выяснение значений слов победил, победитель, побеждённый. Выполнение заданий к упражнению. Обобщение: каждый текст имеет тему. Определить тему текста — это значит ответить на вопрос, о ком или о чём говорится в тексте. Чтение сведений о языке (учебник, с. 18). Выполнение письменного задания учебника (упр. 13, с. 17).

8. Работа с заданиями учебника (упр. 14, с. 18): чтение и определение предложений, которые могут составить текст, подбор заголовка к тексту. Выполнение письменного задания.

9. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Какой главный вопрос стоял перед вами на уроке? По каким признакам вы определяли текст?” (При ответе учащиеся могут опираться на схему в виде дома.) Одно окно в схеме осталось закрытым, это значит, что на следующем уроке нам предстоит узнать ещё один признак текста.

Домашнее задание

Повторить теоретический материал о тексте (учебник, с. 17). Выполнить задания учебника (упр. 17, с. 19).






Для любых предложений по сайту: [email protected]