Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс - 2017 год

Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Целевые установки: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; познакомить со значением терминов: орфограмма, проверяемая орфограмма, непроверяемая орфограмма — и учить использовать их при решении учебных задач; формировать умения распознавать проверяемые и непроверяемые орфограммы, объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания. Обсуждение составленных текстов.

2. Обсуждение: “Какие буквы в корне слова требуют проверки на письме? Какие способы проверки вам знакомы? (По словарю, изменить форму слова, подобрать однокоренное слово.) Как можно проверить написание пропущенной буквы безударного гласного в словах д..леко, скв..рец, св..ча, мол..ток, вет..р?”

3. Выборочный диктант: упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением букв безударных гласных звуков в корне слова. Запись слов в два столбика: в первый — с проверяемой буквой в словарных словах, во второй — с непроверяемой. Проверка написанного. Слова для диктанта: одежда, смотреть, картина, лягушка, птенец, жёлтый, осень, ковёр, посуда, грачи, родина, письмо.

4. Постановка познавательной задачи урока: “Что такое орфограмма? Что такое проверяемая орфограмма? Что такое непроверяемая орфограмма?” Обсуждение целей урока.

5. Ознакомление с термином орфограмма. Чтение рубрики “Обратите внимание!” (учебник, с. 108). Чтение рубрики “Страничка для любознательных” (учебник, с. 110). Обсуждение: “Удалось ли вам выяснить, что такое орфограмма? Что вы узнали о происхождении этого слова? Выполните задание: подчеркните орфограммы в записанных словах из выборочного диктанта”.

6. Решение орфографических задач (учебник, упр. 172, с. 108). Обсуждение: “На какое правило встретилась орфограмма?” Чтение сведений о языке: об орфограмме на правило обозначения буквой безударного гласного звука.

7. Выполнение заданий учебника (упр. 173, с. 109): выяснение, какую из орфограмм можно проверить, а какую надо запомнить.

8. Чтение рубрики “Обратите внимание!” (учебник, с. 109) и обсуждение: “Какие бывают орфограммы?” Подбор примеров с проверяемой и непроверяемой орфограммой.

9. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Что нужно знать, чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный в корне слова? Что такое орфограмма? Чему вы учились на уроке?”

Домашнее задание

Выполнить задания учебника (упр. 171, с. 108) и “Рабочей тетради” (упр. 102, с. 47).






Для любых предложений по сайту: [email protected]