Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи - Урок 2 - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Русский язык - Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс - 2017 год

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи - Урок 2 - МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Целевые установки: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; уточнить представления об именах существительных как названиях предметов, людей, их качеств, явлений природы и др.; формировать умения распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу, работать с рубрикой “Страничка для любознательных”; обогащать словарь учащихся именами существительными разных лексико-тематических групп; развивать речь в ходе составления предложений и текста из деформированных слов; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания. Чтение записанных имён существительных с доказательством принадлежности к данной части речи.

2. Словарный комментированный диктант: метель, иней, январь, осина, тарелка, февраль, молоток, дорога, вдруг. Ответ на вопрос: “Все ли записанные слова являются именами существительными и, если да, то почему?” Воспроизведение полученных знаний об именах существительных.

3. Определение задач урока: “Продолжить знакомство с именами существительными, учиться находить их среди других слов”.

4. Выразительное чтение стихотворных строк С. Маршака (учебник, упр. 77, с. 46). Нахождение имён существительных, выяснение того, по каким признакам их различили. Определение значений синонимов (вьюга — пурга), прямого и переносного значений слов (пряжа, пух, пушистый). Обобщение: названия явлений природы — это тоже имена существительные.

5. Выразительное чтение стихотворных строк О. Дриз (учебник, упр. 78, с. 46). Выполнение заданий. Обобщение: слова, называющие качества, черты характера человека и отвечающие на вопрос что?, — это тоже имена существительные.

6. Обсуждение вопроса: “Почему имена существительные получили такое название?” Проверка высказанных мнений по учебнику в ходе работы с рубрикой “Страничка для любознательных” (учебник, с. 47). Обсуждение: “Что могут обозначать имена существительные?” Обращается внимание на обобщённость категориального значения предметности у имени существительного: предмет мыслится в широком смысле слова (конкретные предметы, события, чувства, живые существа, растения и др.).

7. Развитие речи. Составление и запись предложений из слов и текста из предложений. Нахождение в предложениях имён существительных (учебник, упр. 79, с. 47).

8. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: “Что нового об именах существительных вы узнали? Почему имя существительное получило такое название? Как различить имена существительные среди других слов?”

Домашнее задание

Выполнить задания в “Рабочей тетради” (упр. 51, с. 24; упр. 52, с. 25).






Для любых предложений по сайту: [email protected]