Одушевленные и неодушевленные имена существительные - ЧАСТИ РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год

Одушевленные и неодушевленные имена существительные - ЧАСТИ РЕЧИ

Цели: формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что?; учить находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно; классифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные; вырабатывать навыки грамотного письма.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить имена существительные в тексте; использовать специальную терминологию при определении части речи; самостоятельно подбирать имена существительные; классифицировать имена существительные одушевленные и неодушевленные; делать звуко-буквенный разбор слов, соотносить произношение и написание; подбирать синонимы, пользуясь словарем.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Словарная работа

— Отгадайте загадки, запишите отгадки.

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь.)

Сидит дед,

Многими шубами одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук.)

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи,

Меня ищи. (Капуста.)

Желта, а не масло,

Кругла, а не луна,

С хвостом, а не мышь. (Репа.)

Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

“Ну, рассыпчата, вкусна!” (Картошка.)

— Как назвать эти имена существительные одним словом? Запишите. (Овощи.)

— Сделайте звуко-буквенный анализ слова овощи по образцу на с. 130.

— В каком месте слова написание и произношение расходятся?

— Запомните, как пишется слово.

2. Орфографическая минутка

(Письмо под диктовку.)

Повар заправил овощной суп капустой, морковкой, картофелем.

— Подчеркните орфограммы.

III. Самоопределение к деятельности

— Откройте учебник на с. 47 и прочитайте информацию на “Страничке для любознательных”.

(Учащиеся читают текст по цепочке. По ходу чтения учитель задает вопросы на усвоение прочитанного.)

— Почему эта часть речи получила такое название?

— Придумайте свой пример в группу слов с общим лексическим значением.

— В какую группу вы отнесете слова из домашнего задания? (Качества людей.)

(На доске записаны слова.)

стол      мальчик

гроза      белка

праздник     слон

— Посмотрите на доску. По какому признаку имена существительные распределены на две группы? (Слова, отвечающие на вопрос кто?, и слова, отвечающие на вопрос что?.)

Сегодня на уроке мы будем учиться классифицировать слова по этому признаку.

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 80 (с. 48).

(Выполнение с комментированием.)

— Прочитайте правило от тетушки Совы на с. 48.

— Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос “кто?”?

— Прочитайте правило от тетушки Совы на с. 51.

— Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос “что?”?

2. Игра “Кто или что?”

(Учитель называет имена существительные. Учащиеся поднимают руки вверх, если это одушевленные имена существительные, и сидят неподвижно, если названы неодушевленные существительные.)

V. Физкультминутка

Одолела нас дремота,

Шевельнуться неохота.

Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз потянись,

Окончательно проснись.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

Как пружинки, мы присели,

А потом тихонько сели.

VI. Закрепление изученного материала

Упр. 81 (с. 49).

(Работа в парах. Одна пара после выполнения работы выходит для отчета к доске. Дети называют слова, которые подобрали в каждую группу. Остальные учащиеся делают хлопок в ладоши, если согласны.)

Упр. 84 (с. 50).

(Самостоятельная работа. Фронтальная проверка.)

— Какое словарное слово встретилось в стихотворении? (Картина.)

— Проговорите его хором.

— Назовите непроверяемую гласную.

VII. Рефлексия

— Выпишите имена существительные: вариант I — одушевленные, вариант II — неодушевленные.

Комар, одежда, снег, картина, художник, пилот, друг, скромность, хитрец, девочка.

(Учитель открывает образец на доске. Проводится самопроверка, самооценка с помощью “светофора”.

Также можно использовать КИМы (задания А1, А2, А3 теста 7, с. 26).)

VIII. Подведение итогов урока

— Что интересного вы узнали об именах существительных?

— Какое задание показалось трудным?

— Кто справился с проверкой знаний?

— Кому нужно объяснить тему еще раз?

Домашнее задание

Выполнить упр. 82 (с. 49).






Для любых предложений по сайту: [email protected]