Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Что такое предложение - ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цель: повторить признаки предложения, правила постановки знаков препинания в конце предложения.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать предложения и группу слов, оформлять предложение на письме; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
Оборудование: карточки с гласными буквами, лента “светофор”.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка
— Посмотрите на шифр и ключ к нему.
— Расшифруйте слова и узнаете, какую орфограмму мы сегодня повторим.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1 |
л |
и |
з |
к |
ж |
н |
2 |
с |
ф |
о |
р |
у |
ь |
Ключ:
1) 1-1, 2-3, 2-1, 2-6;
2) 1-5, 1-2, 1-3, 1-6, 2-6.
— Кто догадался, что обозначают числа? (Первая показывает номер строки, а вторая — номер столбца.)
— Какие слова зашифрованы? (Лось, жизнь.)
— Какая орфограмма встречается в обоих словах? (Мягкий знак на конце слова.)
— Запишите слова в тетрадь. Назовите еще слова на эту орфограмму. (Дети называют слова с мягким знаком на конце слова.)
— Запишите пять любых слов с этой орфограммой в тетрадь.
Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, десять,
Девять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть напишем ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками — угольки.
Банька в банку превратится.
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
2. Игра “Топай — хлопай”
(Учитель читает слова. Если в слове есть мягкий знак, дети хлопают, если нет — топают.)
Дань, динь, сон, тень,
Сыр, сок, лось, лень,
Нос, внес, рыть, ныть,
Кон, конь, шум, шить.
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте слова в тетради. Составьте предложение с одним из слов. (Заслушивается несколько ответов.)
— Правильно ли ребята выполнили задание? (Да. Слова связаны по смыслу, можно сказать, о ком или о чем говорится в предложении.)
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
— Откройте учебник. Прочитайте тему урока.
— На какой вопрос мы должны дать ответ? (Что такое предложение?)
Упр. 20 (с. 24).
— Прочитайте. Что записано в первой строке? (Слова.)
— Почему вы так считаете? (Записаны через запятую, не объединены общим смыслом.)
— Во второй строке запись с большой буквы, в конце стоит точка. Можно ли сказать, что это предложение? (Нет. Слова не связаны по смыслу.)
— Можно ли сказать про запись в следующей строке, что это предложение? Да. Слова объединены общим смыслом. Запись начинается с большой буквы, в конце стоит точка.)
— Спишите предложение. Как вы понимаете смысл предложения? (У каждого человека есть место, где он родился, живет.)
2. Словарная работа
(На доске запись.)
Р 1 А
— Разгадайте ребус. Написание какого слова мы должны запомнить сегодня на уроке? (Родина.)
— Запишите его в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
— Объясните значение слова. (Отечество, место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и гражданином которой считается.)
— Какие пословицы о родине вы знаете? (Ответы детей.)
— Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете?
Кто за Родину горой —
Тот истинный герой.
— Спишите. Подчеркните знакомые орфограммы. (Безударная гласная в словах горой, герой, Родину.)
— Какую орфограмму можно проверить, а какую нужно запомнить? (Написание буквы в словах герой, Родина нужно запомнить, проверяем орфограмму горой — горы.)
— Можно ли сказать, что мы записали предложение? (Да. Слова связаны. Есть смысл.)
— Как вы поняли, что такое предложение? (Дети отвечают своими словами.)
— Прочитайте правило. (Предложение — это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.)
— Что бы вы дополнили к этому правилу? (...и связаны между собой.)
V. Физкультминутка
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре —
Вот летит ракета ввысь.
VI. Закрепление изученного материала
1. Повторение
— Как на письме оформляется предложение? (Первое слово пишем с большой буквы, в конце ставим точку, вопросительный или восклицательный знак.)
— Когда ставим точку в конце предложения? (Когда спокойно сообщаем о чем-либо.)
Я маковой крупинкой
Упала на тропинку,
Остановила вас,
Закончила рассказ.
— О чем говорит вопросительный знак в конце предложения? (В предложении о чем-то спрашивается.)
На странице я стою,
Всем вопросы задаю.
Согнут я всегда в дугу —
Разогнуться не могу.
— Как читаем предложения, в конце которых стоит восклицательный знак? (С сильным чувством (с радостью, огорчением, страхом и т. д.). )
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
— Ура!
— Долой!
— Караул!
— Разбой!
2. Работа по учебнику
Упр. 22 (с. 25).
— Прочитайте текст и скажите, все ли правильно мы сказали о знаках? (Да.)
— Спишите выделенные предложения.
Упр. 24 (с. 26).
— Какой знак стоит около упражнения? (Вопросительный.)
— Что он обозначает?
— Найдите первое предложение. (Как быстро пролетело лето!)
— О чем говорится в этом предложении? (О лете.)
— О чем второе предложение? (Об осени.)
— Прочитайте второе предложение. (Уже наступила осень.)
— Прочитайте следующее предложение. (Желтеют листья на деревьях.)
— О чем это предложение? (О деревьях.)
— Доделайте упражнение самостоятельно. (Дети находят еще два предложения.)
— Прочитайте текст, голосом выделяя каждое предложение.
— Оцените себя.
“!” — я молодец.
“+” — еще путаюсь.
VII. Рефлексия
(Учитель читает текст, дети цифрой записывают количество предложений в тексте.)
Мы с папой были на рыбалке. Папа поймал щуку. Я поймал маленького леща. Мы будем варить уху. Я чищу рыбу.
— Озаглавьте текст. (“На рыбалке”. “Рыбаки”.)
(Проверка. Самооценка.)
VIII. Подведение итогов урока
— Что такое предложение? (Слова, связанные между собой и выражающие законченную мысль.)
— Какие знаки могут стоять в конце предложения?
— Какую “работу” выполняет каждый знак?
— Кто считает, что хорошо находит границы предложений, поднимите руку.
— Кто еще не очень хорошо видит, где начинается и заканчивается предложение?
Домашнее задание
Выполнить упр. 23 (с. 25).
Программный уровень. Задание 3 — подготовить ответ из 2—3 предложений.