Прилагательные, близкие и противоположные по значению - ЧАСТИ РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год

Прилагательные, близкие и противоположные по значению - ЧАСТИ РЕЧИ

Цель: формировать представление о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу; устанавливать связь между прилагательным и существительным; применять правила правописания; подбирать примеры с определенной орфограммой, устанавливать аналогии.

Оборудование: изображения веселого и грустного клоунов, земляники и клюквы; мячик, школьные словари синонимов и антонимов.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Словарная работа

— Продиктуйте словарные слова своему соседу по парте.

Вариант I. Подлежащее, синонимы, алфавит, до свидания.

Вариант II. Сказуемое, антонимы, здравствуй, извини.

— Обозначьте непроверяемую безударную гласную.

2. Орфографическая минутка

— Спишите, добавляя по два слова с мягким знаком на конце.

Зимние месяцы: январь, ... .

Деревья: ясень, ... .

Птицы: лебедь, ... .

Огородные растения: картофель, ... .

III. Самоопределение к деятельности

(Учитель показывает рисунки.)

— Веселый клоун. Как называется эта пара слов? (Словосочетание.)

— Из каких частей речи состоит наше словосочетание?

— А это какой клоун? (Грустный.)

— Это какая ягода? (Сладкая.)

— А эта? (Горькая.)

— О каких прилагательных идет речь? (О близких и противоположных по значению.)

— Как называются слова, близкие по значению? (Синонимы.)

— Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы.)

— Назовите тему урока. (Прилагательные, близкие и противоположные по значению.)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 155 (с. 90).

(Самостоятельное выполнение после предварительного разбора по шагам.)

— Назовите слова, в которых мягкость предшествующего согласного обозначена буквой Ь. (Маленький, большой, горький.)

— Назовите слово с проверяемой безударной гласной. Как проверить, какую гласную надо писать в корне слова? (Тропинка — тропка.)

— Назовите слова с парной согласной в корне. Как проверить, какую парную согласную надо писать в корне слова? (Сладкий — сладок.)

2. Игра в слова

— Я называю слово и бросаю мяч кому-нибудь из вас. Вы должны поймать мяч и назвать слово в зависимости от задания.

— Назовите слова, противоположные по смыслу слову близкий, добрый, огромный, медленный, грустный.

— Назовите слова, близкие по смыслу слову мудрый, смелый, скорый, храбрый, большой.

— Слова, близкие и противоположные по смыслу, можно найти в специальных словарях.

(Учитель показывает словари для учеников начальной школы.)

— Такие словари есть и в нашем учебнике.

V. Физкультминутка

Сели — встали, сели — встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали.

А потом пустились вскачь,

Будто наш упругий мяч.

Снова вышли на парад.

Раз-два, раз-два.

Заниматься нам пора!

VI. Закрепление изученного материала

Упр. 156 (с. 91).

(Самостоятельное выполнение после предварительного разбора по шагам.)

VII. Рефлексия

Карточка

1. Замени прилагательные антонимами.

Легкая задача, мелкий пруд, старый дом, слабый голос.

2. К данным словам подбери синонимы.

Хлопок, нефть и уголь, вагон метро, телевизор.

Слова для справок: голубой экспресс, черное золото, белое золото, голубой экран.

VIII. Подведение итогов урока

— О каких словах мы говорили сегодня на уроке? (О словах, близких и противоположных по смыслу.)

— Что обозначает имя прилагательное?

— На какие вопросы отвечает?

— Какую роль играют имена прилагательные в речи? (Они делают нашу речь точной, яркой, выразительной.)

— Что понравилось на уроке?

— Что хотели изменить?

Домашнее задание

Выполнить упр. 157 (с. 91).






Для любых предложений по сайту: [email protected]