Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Единственное и множественное число имен прилагательных - ЧАСТИ РЕЧИ
Цель: формировать умение распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся изменять прилагательные по числам; определять число имени прилагательного; применять правила правописания; подбирать примеры с определенной орфограммой, устанавливать аналогии.
Оборудование: рисунки с изображением одного и нескольких предметов.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Словарная работа
— Отгадайте загадку.
Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез. (Облако.)
— Какая ударная гласная? Какая безударная?
— Запишите слово, разделите его на слоги и для переноса.
— Образуйте и запишите однокоренные слова. (Облачко, облачный.)
— Отгадайте загадку.
Многолюден, шумен, молод,
Под землей грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улицам бегут. (Метро.)
Это особое слово. От него нельзя образовать однокоренные слова.
— Запишите слово, разделите его на слоги и для переноса.
2. Орфографическая минутка
— Запишите словосочетания. Обозначьте безударную гласную, которую можно проверить.
Острые ножи, звонкие чижи, лесные шалаши, усатые моржи, подземные гаражи, высокие этажи, цветные карандаши.
(Проверка проводится при помощи сигнальных карточек.)
— Составьте по аналогии и запишите еще два словосочетания на это правило. Прочитайте, какие словосочетания записали. Что общего в этих словах? (Это прилагательные и существительные. Обозначают много предметов.)
III. Самоопределение к деятельности
— Рассмотрите рисунки, составьте словосочетания.
(Учитель показывает рисунки, записывает на доске словосочетания.)
жилой дом жилые дома
зеленое яблоко зеленые яблоки
красная машина красные машины
— В чем заключается различие в этих словосочетаниях?
— На какие вопросы отвечают слова первого столбика?
— На какие вопросы отвечают слова второго столбика?
— В каком числе употреблены существительные и прилагательные в каждом столбике?
— Назовите тему урока.
— Откройте учебники на с. 92, прочитайте тему урока.
IV. Работа по теме урока
Упр. 158 (с. 92).
(Самостоятельное выполнение после предварительного разбора по шагам.)
— Прочитайте слова тетушки Совы.
— Что обозначают имена прилагательные в единственном числе?
— На какой вопрос отвечают?
— Что обозначают имена прилагательные во множественном числе?
— На какой вопрос отвечают?
— Приведите примеры прилагательных единственного и множественного числа.
Упр. 159 (с. 93).
(Выполняется самостоятельно по вариантам после предварительного разбора по шагам. Вариант I записывает предложения, в которых есть имена прилагательные единственного числа, вариант II записывает предложения, в которых есть имена прилагательные множественного числа.)
— Какие предложения не записали? Почему? (В предложениях есть прилагательные и единственного, и множественного числа.)
V. Физкультминутка
У оленя дом большой,
(Скрестить руки над головой.)
Он глядит в свое окошко.
(Показать руками окно.)
Заяц по лесу бежит,
(Бег на месте.)
В дом к нему стучит.
(Два хлопка.)
— Тук, тук, дверь открой!
(Потянуть на себя ручку воображаемой двери.)
Там в лесу охотник злой.
(Показать назад, взять в руки воображаемое ружье.)
— Зайка, зайка, забегай,
(Приглашающий жест.)
Лапу мне скорей давай.
(Руки в замок.)
VI. Закрепление изученного материала
Упр. 160 (с. 93).
(Самостоятельное выполнение после предварительного разбора по шагам.)
VII. Рефлексия
Упр. 161 (с. 94).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
VIII. Подведение итогов урока
— С какой частью речи связаны имена прилагательные?
— Если в словосочетании имя существительное стоит в единственном числе, то в каком числе стоит имя прилагательное?
— Какую роль играют имена прилагательные в речи? (Они делают нашу речь точной, яркой, выразительной.)
Домашнее задание
Выполнить упр. 162 (с. 94).