Работа над ошибками - Урок 10 - ЧАСТИ РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год

Работа над ошибками - Урок 10 - ЧАСТИ РЕЧИ

Цели: формировать умения находить и исправлять ошибки; повторить и закрепить изученный материал.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить и исправлять ошибки; классифицировать ошибки в соответствии с изученными правилами; применять правила правописания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Словарная работа

— Отгадайте загадки.

Белый черным шит

Сарафан на ней.

Ветер к ней спешит,

Чешет кудри ей.

Зелена коса развевается,

В ярком солнышке купается. (Береза.)

Эта ягода лесная

Нам лекарство заменяет —

Если вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с ... (малиной).

— Как вы думаете, почему именно эти слова повторяем в ходе словарной работы? (Они встретились в тексте диктанта.)

— Назовите непроверяемые безударные гласные в этих словах.

— Образуйте от слов береза и малина однокоренные прилагательные, запишите их с подходящими по смыслу существительными. (Березовый веник, малиновый кисель.)

— Выпишите из словаря названия растений, распределяя их в три группы: деревья, кустарники, травы.

(Проверка. Ученики читают слова по цепочке, называют непроверяемую гласную.)

2. Орфографическая минутка

(Выборочный диктант. Учитель читает текст, дети выписывают слова с предлогами.)

Весна идет по стране. В лесу и на полях стало тепло. Весело кричат грачи. Плывет лед. Вода вышла из берегов. Деревья стоят в воде. Заяц сидит на пеньке. Он промок и дрожит.

(Самопроверка. Один ученик выполняет задание на доске.)

— Допишите еще по два словосочетания на это правило. (Учитель может проверить работу у учащихся, не усвоивших это правило.)

III. Самоопределение к деятельности

(Учитель сообщает общие результаты проверочной работы и диктанта.)

IV. Работа по теме урока

— Найдите в тексте диктанта слова с непроверяемыми безударными гласными. (Бегут, лесок, в тени, на траве, росы, ветвях, поют, детишки, на пенек, соловушка.)

— Как проверить безударный гласный в слове?

(Учитель читает стихотворение.)

Безударный — хитрый гласный,

Слышим мы его прекрасно.

А на письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

— Запишите эти слова вместе с проверочными словами. Допишите еще по два слова на это правило.

(Ученикам, не допустившим ошибки на это правило, учитель предлагает выполнить задание на карточке.)

Карточка 1

Выпиши однокоренные слова парами: проверяемое — проверочное. Выдели корень. Вставь пропущенные буквы.

С..ний, д..брота, т..снота, л..чит, ч..стота, с..няк, т..сный, д..брый, ч..стый, п..тнистый, л..чение.

Образец: синий синяк.

Карточка 2

Прочитай. Напиши цепочки слов, устранив в них лишнее. Корень выдели.

1) Поле, полочка, полевой, полюшко;

2) печурка, печь, печка, печать;

3) соринка, сорняк, сорвал, насорил;

4) вода, водичка, водянка, водить.

Карточка 3

Напиши ряды однокоренных слов, соблюдая следующую последовательность; имя существительное (предмет), имя прилагательное (признак), глагол (действие). Выдели в них корень. Вставь пропущенные буквы. В каждом ряду подчеркни проверочное слово.

Т..снота, т..сный, т..снить.

Св..тлый, св..т, св..тает.

Р..бит, р..бь, р..бой.

H..чевать, н..чной, н..чь.

Н..зкий, н..зина, занизить.

Правдивый, пр..вда, опр..вдать.

Карточка 4

Прочитай. К каждому предложению составь и напиши подобное. В однокоренных словах выдели корень. Подчеркни орфограммы.

1. Под осиной растут подосиновики.

2. В лесу работает лесник.

3. Рыбак ловит рыбу.

4. Муравьи живут в муравейнике.

5. Туляк живет в Туле.

— Найдите в тексте диктанта слова с парными согласными в корне слова. (Бегут, берез, поют, пенек, в кузовок.)

— Как проверить парную согласную в корне слова?

Звук согласный проверяй:

Рядом гласный подставляй!

— Запишите эти слова вместе с проверочными словами. Допишите еще по два слова на это правило.

(Ученикам, не допустившим ошибки на это правило, учитель предлагает выполнить задание на карточке.)

Карточка 1

Составь и запиши предложение с данными словами.

Дети, на, заря..ку, пл..ща..ку, делали.

Надели, и, шу..ки, дети, ша..ки.

Карточка 2

Дополни предложения словами-антонимами.

Тополь высокий, а ш..повник ....

Р..ка широкая, а ручей ....

Камень т..желый, а пух ....

Карточка 3

Замени первое слово в каждом словосочетании словом противоположного значения.

Тяжелый груз, широкая доро..ка, частый лес, горькая яго..ка, высокая бере..ка.

— Найдите в тексте диктанта слова на правило “Правописание предлогов”. (В тени, на траве, в густых, на пенек, на все, по малину, в рот, в кузовок.)

— Как проверить, является ли предлогом данное слово? (Между предлогом и словом всегда можно вставить другое слово.)

— Запишите слова, вставляя между словом и предлогом подходящее по смыслу слово.

(Ученикам, не допустившим ошибки на это правило, учитель предлагает выполнить задание на карточке.)

Карточка 1

Запиши слова в два столбика. Выдели предлоги.

(3..)горой, (з..)бежать, (с)вернула, (с)крыши, (н..)конверте, (н..)резать, (н..)листе, (н..)чертили.

Карточка 2

Спиши, вставив пропущенные буквы. Выдели предлоги.

(За)ревел медве..ь (со)сна,

И в густом л..су,

Вздрогнув, стукнула с..сна

Ш..шкою в л..су.

Карточка 3

Составь и запиши предложения из слов каждой строчки. Выдели предлоги.

Фрегат, (п..)явился, (н..)арене, (с,з)парусами.

(Н..)ночлег, (п..)летели, утки, (с..)свистом.

(С,з)бежали, дети, (с,з)вернули, и, (с,з)горы, (в,ф)поле.

Карточка 4

Составь и запиши предложения из слов каждой строчки. Выдели предлоги.

(Н..)писал, адрес, отец, (на)конверте.

(С,з)добычей, (с,з)делала, и, (в,ф)траве, (с,з)крылась, прыжок, кошка.

(В,ф)летел, (з..)пел, и, чиж, (в,ф)клетку.

Карточка 5

Спиши, раскрывая скобки. Выдели предлоги.

(По)бледному небу клоч..ями (по)висли м..хнатые облака. В..да (под)к..лесами (за)пенилась и (по)б..жала (через)омут. (Раз)в..рнулась душ..стая ч..шеч..ка ландыша. Ж..лтел и з..л..тился лист (в)л..су.

V. Физкультминутка

Мы с товарищем вдвоем

Шли на лыжах на подъем,

А потом с горы спускались,

Разъезжались и съезжались,

Объезжали все пеньки,

Доезжали до реки,

Снова лезли на подъем,

Чтобы съехать вниз потом.

(Ходьба на месте и произвольные движения.)

VI. Закрепление изученного материала

(Дети по таблицам повторяют правила.)

VII. Рефлексия

(На доске запись.)

... п..лянке,... тр..пинке

(Про)биваются тр..винки.

... бугорка ручей б..ж..т,

А ... елкой сне.. л..жит.

— Прочитайте стихотворение. Спишите.

(Проверка. Ученики читают слова по цепочке, называют пропущенную орфограмму.)

VIII. Подведение итогов урока

— На какое правило вы больше всего допустили ошибок? Сделайте для себя вывод.

— Все ли вам было понятно?

— Какое задание вам было интересно выполнять?

— Что не получилось?






Для любых предложений по сайту: [email protected]