Что такое местоимение - ЧАСТИ РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год

Что такое местоимение - ЧАСТИ РЕЧИ

Цель: формировать представление о местоимении как части речи, его роли в предложении.

Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать местоимение как часть речи; употреблять местоимения вместо существительных; применять правила правописания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Словарная работа

(На доске запись.)

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

Где птиц нет, там и лягушки за соловьев сходят.

Урожай сам не придет, за посевами нужен уход.

— Выпишите словарные слова из пословиц. (Мороз, лягушка, урожай.)

— Образуйте от слов однокоренные прилагательные, запишите с подходящим по смыслу существительным. Обозначьте непроверяемую безударную гласную. (Морозный день, лягушачья икра, урожайное лето.)

— Запишите пословицу о трудолюбии. (Урожай сам не придет, за посевами нужен уход.)

2. Орфографическая минутка

(На доске запись.)

Обезьянка ..., попугай ..., утка ..., собака ....

— Вспомните, как звали персонажей сказки К.И. Чуковского “Доктор Айболит”. (Чичи, Корудо, Кика, Лева.)

— Запишите словосочетания. Допишите еще два на это правило.

Кошка Маришка,

Котенок Тишка,

Щенок Дружок,

Цыпленок Пушок,

Корова Буренка,

Коза Найденка,

Поросенок Хрюша

И бычок Гаврюша

Все их клички до одной

Пишут с буквы прописной.

III. Самоопределение к деятельности

(На доске запись.)

Сова — хищная птица. У совы мощные когти и чуткие уши.

— Прочитайте текст.

— Какая ошибка допущена в тексте? (Повторяется слово сова.)

— Как можно исправить эту ошибку? (Заменить слово сова другим словом.)

— Прочитайте новые предложения. (Сова — хищная птица. У нее мощные когти и чуткие уши.)

— Вместо какой части речи вы употребили словосочетание у нее? (Вместо существительного сова.)

— Часть речи, которая употребляется вместо существительного, называется местоимением.

— Назовите тему урока.

IV. Работа по теме урока

Упр. 171 (с. 100).

(Выполнение с комментированием.)

— Прочитайте слова тетушки Совы на с. 101.

— Что такое местоимение?

— Назовите местоимения.

— Какую роль они выполняют в предложении?

(Учитель читает текст.)

Достойная замена

— Будьте любезны, — обратилось как-то Существительное к Местоимению, — займите на время мое место, я уже всем глаза намозолило...

Действительно, чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливыми, Существительное и Прилагательное вместо себя оставляют своих заместителей — Местоимения. Заместители такие работящие и разносторонние, что в речи они употребляются чаще своих начальников, и уж во всяком случае, местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ могут заменить любое Существительное.

Я и мы, ты и вы,

Он, она, оно, они —

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Все местоимения.

Упр. 172 (с. 101).

(Устное выполнение.)

V. Физкультминутка

Мы покажем букву А.

(Улыбнулись все сперва!)

Ноги в стороны прыжком,

(Ноги на ширине плеч.)

Руки кверху шалашом:

(Поднять руки вверх и соединить кончики пальцев.)

Перед нами буква А.

Раз — присели, встали — два!

(Два приседания.)

VI. Закрепление изученного материала

Упр. 173 (с. 101).

(Самостоятельное выполнение после предварительного разбора по шагам.)

Упр. 174 (с. 102).

(Выполняется самостоятельно по образцу. Проверка — учащиеся читают существительные и местоимения по цепочке.)

VII. Рефлексия

(На доске запись.)

... нарисую белочку. А ... что будешь рисовать? ... умеешь так вырезать? Какую задачу ... решаете? Куда ... идешь? Почему... улетают?

— Спишите текст, вставляя местоимения.

(Проверка — ученики читают вопросы, объясняют, какое местоимение вставили.)

VIII. Подведение итогов урока

— С какой частью речи познакомились?

— Какие части речи заменяет местоимение?

— Назовите местоимения.

— Что особенно понравилось на уроке?

Домашнее задание

Выполнить упр. 172 (с. 101).






Для любых предложений по сайту: [email protected]