Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Контрольный диктант - Урок 7 - ЧАСТИ РЕЧИ
Цель: проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами.
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать под диктовку учителя; проверять написанный текст; писать предлоги отдельно от других слов; применять правила правописания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Словарная работа
— Запишите слова.
Быстро, платок, потому что, малина, шел, антонимы, желтый, алфавит, до свидания, ягода, рисунок, снегирь, облако, здравствуй.
III. Самоопределение к деятельности
— Я говорю слово, а вы называете орфограмму.
• Чаща — (правописание сочетаний).
• Сказка — ... (правописание согласных в корне слова).
• Мальчики — ... (мягкий знак для обозначения мягкости согласных).
• Вьюга — ... (правописание разделительного мягкого знака).
• Россия — ... (заглавная буква в именах собственных).
• Гроза — ... (проверяемые безударные гласные).
• Сахар — ... (непроверяемые безударные гласные).
• В море — ... (правописание предлогов).
IV. Контрольный диктант
Гроза
Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые березки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как все кругом стало радостно!
Грамматические задания
1. В первом предложении подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи.
2. Выпишите два слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочные слова.
3. Разделите слова для переноса.
Сильный, длинные, пыль.
V. Рефлексия
— Довольны ли вы своей работой?
— Кто сомневается в правильности выполнения работы?
— Какое задание было для вас наиболее сложным?
VI. Подведение итогов урока
— Что такое местоимение?
— Какие вы знаете местоимения?
Урок 151. Проверка знаний
Цель: проверить умение писать местоимения.
Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять сообщение по данному плану; писать местоимения отдельно от других слов; определять тип текста; отвечать на вопросы по содержанию текста; применять правила правописания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Словарная работа
(На доске записаны слова.)
Дрожащая ..., цветная ..., детский ..., зеленая ..., деревянная ..., студеный ..., тростниковый ..., чайная ..., богатый ..., фигурные ... .
— Дополните словосочетания словарным словом. Обозначьте непроверяемую безударную гласную. (Осина, капуста, рисунок, лягушка, лопата, декабрь, сахар, посуда, урожай, коньки.)
2. Орфографическая работа
(На доске записаны слова.)
Работа, неприятель, путешествие, слякоть, трепет, трусливый, поклажа.
— К данным словам подберите слова-синонимы. (Труд, враг, поездка, грязь, дрожь, робкий, груз.)
— Какое правило повторили? Допишите еще два слова на это правило.
III. Самоопределение к деятельности
— Выпишите местоимения.
Ребята, они, дело, оно, она, метла, снег, он, горка, учитель, я, ты, друг, вы, ученики.
IV. Работа по теме урока
(“Проверь себя” (с. 107). Проводится по заданиям учебника.)
V. Физкультминутка
Мелкие шажки — раз, два, три.
Легкие прыжки — раз, два, три.
Движенья эти повтори.
Вот и вся зарядка — раз, два, три.
Мягкая посадка — раз, два, три.
VI. Закрепление изученного материала
— Запишите текст, вставляя местоимения.
... живем (в)красивом небольшом гор..де. ... ст..ит на берегу (А, а) зовского моря. Море редко замерзает. ... волны плещутся (о) пологий берег. ... нравятся з..леные улицы, т..нистые скверы, изумрудный шатер парка. ... любим свой город.
VII. Рефлексия
— Определите вид текста.
На весеннем лугу цветут лютики. За что же эти веселые цветы получили такие страшные имена? Сок у всех лютиков ядовит — попадет на кожу, и это место будет жечь, щипать. Да и само название “лютик” происходит от слов “лютый”, “жестокий”. Из-за жгучего сока лютики в старину часто применяли вместо горчичников. Стебли многих лютиков в разной степени ядовиты, но при высушивании (в сене) ядовитость теряется. (Текст-рассуждение.)
Цветки у лютика желтые, лепестки снаружи матовые, а внутри блестящие, так и сверкают на солнце. Хоть и невелики у лютиков цветочки, но по весне их бывает так много, что даже в пасмурный день луг кажется солнечным. (Текст-описание.)
Научное название в переводе с латинского означает “лягушонок” и дано за сходство вкусов у лягушек и лютиков, выбирающих одни и те же места обитания. Лютик растет в тех местах, где весной бывает вода, — он как бы память земли о весеннем половодье*. (Текст-повествование.)
VIII. Подведение итогов урока
— Что такое местоимение?
— Какие вы знаете местоимения?
— Какое задание было для вас наиболее сложным?
* Растения России: Начальная школа / Сост. Н.Ю. Васильева.М.: ВАКО, 2009.