Знакомство с учебником. Какая бывает речь - НАША РЕЧЬ

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год

Знакомство с учебником. Какая бывает речь - НАША РЕЧЬ

Цель: познакомить с новым учебником и правилами работы по нему.

Планируемые результаты: учащиеся научатся делать выводы о значении речи в жизни человека; работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями; договариваться и приходить к общему решению; оценивать свои результаты.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

Знакомство с учебником

— Перед вами новый учебник русского языка. Посмотрите на обложку и скажите, чем он похож на учебник 1 класса. Чем отличается?

— Откройте учебник на с. 3. Прочитайте высказывание писателя-натуралиста К. Паустовского. Как вы его понимаете? (Ответы детей.)

— Прочитайте обращение авторов учебника.

(Текст читает ученик с хорошим навыком чтения.)

— Как вы думаете, почему авторы называют русский язык одним из самых красивых, богатых и благозвучных языков в мире? (Богатый — много слов, которые могут передать оттенки смысла. Благозвучный — звучит красиво.)

— Какие открытия поможет сделать учебник?

— Для чего нужно знать законы культуры речи?

— Сделайте вывод: чему мы будем учиться на уроках русского языка? (Грамотно писать, изучать законы культуры речи, учиться пользоваться языком.)

— Посмотрите на условные обозначения. Прочитайте шепотом статью и скажите, для чего они нужны. (Помогут сориентироваться и обратить внимание на некоторые типы заданий.)

— Прочитайте: какие виды заданий мы будем выполнять? (Высказывать свое мнение, развивать речь, сочинять текст, работать со словарем, работать в парах.)

III. Физкультминутка

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуться, разогнуться,

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 6 и прочитайте название темы урока.

— На какой вопрос мы должны сегодня ответить? (Какая бывает речь?)

Упр. 1 (с. 6).

— Рассмотрите схему, вспомните, что мы изучали в 1 классе, и расскажите о видах речи. (Ответы детей по таблице.)

Упр. 2 (с. 6).

— Прочитайте текст и оцените свой ответ. Правильно ли вы рассказали о видах речи?

— Как думаете, какая речь возникла раньше — устная или письменная?

Упр. 3 (с. 7).

— Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать в упражнении.

— Назовите основную мысль предложения. Докажите ее, используя рисунки.

— Спишите предложение. Что вам поможет правильно его списать? (Памятка на с. 132.)

— Откройте и прочитайте памятку.

— Объясните значение выражения “до глубокой старости”. (Очень старый.)

— Объясните значение слова “неразрывно”. (Очень прочно, крепко.)

— Какие знакомые орфограммы встретились в предложении?

— Прочитайте предложение в учебнике. На что нужно обратить внимание? (На выделенные буквы в словах.)

— Какие буквы выделены в этом предложении?

— Спишите, диктуя себе по слогам.

— Проверьте написанное. Оцените себя.

(Учитель рисует на доске условные обозначения и расшифровывает их.)

“!” — выполнил все правильно и аккуратно.

“+” — есть незначительные ошибки или исправления.

“—” — допустил больше 2 ошибок, много исправлений.

— Какими видами речи мы сейчас пользовались? (Письменной — записывали предложение, устной — отвечали на вопросы, речью про себя — размышляли.)

V. Рефлексия

— Я называю ситуации, а вы ставите букву П, если это пример письменной речи, букву У, если это пример устной речи, букву С, если это речь про себя.

• Слушаем ответ ученика.

• Мама читает сказку малышу.

• Обдумываем решение задачи.

• Пишем диктант.

• Читаем про себя.

• Поем песню.

(Проверка. На доске запись: У, П, С, П, С, У.)

— Оцените себя.

“+” — понял тему и не сделал ни одной ошибки.

“—” — еще немного ошибаюсь, нужно закреплять.

VI. Подведение итогов урока

— Какие виды речи существуют?

— Какой речью чаще пользуетесь вы?

Домашнее задание

Прочитать текст из упр. 2 (с. 6). Повторить виды речи.






Для любых предложений по сайту: [email protected]