Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Что такое антонимы - Урок 2 - СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА
Цели: формировать умение употреблять антонимы в речи; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте антонимы, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; строить сообщения в устной и письменной форме.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Орфографическая минутка
(На доске запись.)
Ласточка позвала других ласточек и выгнала стрижа.
Влетел в гнездо стриж и сел.
Ласточка строила гнездо.
— Переставьте предложения так, чтобы получился текст. (Ласточка строила гнездо. Влетел в гнездо стриж и сел. Ласточка позвала других ласточек и выгнала стрижа.)
— В первом предложении подчеркните основу предложения.
— Во втором предложении поставьте ударение и подчеркните безударные гласные.
III. Работа по теме урока
Упр. 75 (с. 57).
— Прочитайте задание. Что непонятно в задании?
— Подберите антоним к паре слов мелкий пруд. (Мелкий пруд — глубокий пруд.)
— Будет ли антонимом слово глубокий во втором предложении? (Нет. Если дождь не мелкий, то он крупный.)
— Запишите следующую пару: мелкий дождь — крупный дождь.
— Что вы заметили? (У одного слова в разных сочетаниях слов могут быть разные антонимы.)
— Найдите противоположное значение к паре легкая сумка. (Тяжелая сумка.)
— Найдите противоположное значение к паре легкая задача. (Трудная задача.)
— Задание под цифрой 3 выполните самостоятельно. Прочитайте, что вы написали. (Сладкое яблоко — кислое яблоко. Сладкое лекарство — горькое лекарство.)
Итак, у многозначных слов может быть несколько антонимов.
IV. Физкультминутка
Раз, два, три — веселей шагайте.
Раз, два, три — ноги поднимайте.
Раз, два, три — потянитесь дружно.
Раз, два, три — сели и привстали.
Раз, два, три — ручками похлопали.
Раз, два, три — ножками потопали.
V. Работа с текстом
Упр. 76 (с. 57).
— Прочитайте текст.
(Текст читает ученик с хорошим навыком чтения.)
— Озаглавьте его. (Лисички.)
— Почему лисички так названы? (Они похожи на зверя лисицу цветом.)
— На что еще похожи лисички по цвету? (Лисички яркого цвета, как морковь.)
— Стайка лисичек напоминает стайку небольших птичек.
— Напишите заголовок и ответьте на вопросы письменно. (1. Лисички яркого цвета, как морковь. 2. В серединке дрожит росинка. 3. Весело смотрит стайка лисичек из зеленого мха.)
— Проверьте написанное.
VI. Рефлексия
(Выборочный диктант.)
— Из каждого четверостишия выпишите пару слов-антонимов.
1. Очень толстый червячок
Яблоку прогрыз бочок.
С тонким он теперь соседом
О скворцах ведет беседу.
2. Нынче пасмурный день был,
Глеб зонт взял, а Лев забыл.
Дождь пролился неплохой.
Лев весь мокрый, Глеб сухой!
3. Любопытный карапуз
Изучал продуктов вкус,
Но из всех запомнил только
Сладкий торт и перец горький.
4. Полный чемодан гордится,
Что поедет за границу,
Ну а старый и пустой
В шкаф отправят на постой.
5. Длинный сарафан для Маши,
Чтоб была всех в мире краше,
А короткий — для Аленки,
Маленькой ее сестренки.
6. “Ох, — вздыхает пес голодный, —
Съесть могу кого угодно!”
Сытый же ему в ответ:
“Ну, тогда меня здесь нет!”
(Проверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью “светофора”.)
VII. Подведение итогов урока
— Чем сегодняшний урок вам запомнился?
— Чему сегодня научились на уроке?
— Что осталось непонятым?
Домашнее задание
Карточка
Подбери к словам антонимы.
Грязный — ... .
Трусливый — ... .
Мягкий — ...
Грубый — ...
Светлый — ...