Что такое антонимы - Урок 2 - СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год

Что такое антонимы - Урок 2 - СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА

Цели: формировать умение употреблять антонимы в речи; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте антонимы, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; строить сообщения в устной и письменной форме.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Орфографическая минутка

(На доске запись.)

Ласточка позвала других ласточек и выгнала стрижа.

Влетел в гнездо стриж и сел.

Ласточка строила гнездо.

— Переставьте предложения так, чтобы получился текст. (Ласточка строила гнездо. Влетел в гнездо стриж и сел. Ласточка позвала других ласточек и выгнала стрижа.)

— В первом предложении подчеркните основу предложения.

— Во втором предложении поставьте ударение и подчеркните безударные гласные.

III. Работа по теме урока

Упр. 75 (с. 57).

— Прочитайте задание. Что непонятно в задании?

— Подберите антоним к паре слов мелкий пруд. (Мелкий пруд — глубокий пруд.)

— Будет ли антонимом слово глубокий во втором предложении? (Нет. Если дождь не мелкий, то он крупный.)

— Запишите следующую пару: мелкий дождь — крупный дождь.

— Что вы заметили? (У одного слова в разных сочетаниях слов могут быть разные антонимы.)

— Найдите противоположное значение к паре легкая сумка. (Тяжелая сумка.)

— Найдите противоположное значение к паре легкая задача. (Трудная задача.)

— Задание под цифрой 3 выполните самостоятельно. Прочитайте, что вы написали. (Сладкое яблоко — кислое яблоко. Сладкое лекарство — горькое лекарство.)

Итак, у многозначных слов может быть несколько антонимов.

IV. Физкультминутка

Раз, два, три — веселей шагайте.

Раз, два, три — ноги поднимайте.

Раз, два, три — потянитесь дружно.

Раз, два, три — сели и привстали.

Раз, два, три — ручками похлопали.

Раз, два, три — ножками потопали.

V. Работа с текстом

Упр. 76 (с. 57).

— Прочитайте текст.

(Текст читает ученик с хорошим навыком чтения.)

— Озаглавьте его. (Лисички.)

— Почему лисички так названы? (Они похожи на зверя лисицу цветом.)

— На что еще похожи лисички по цвету? (Лисички яркого цвета, как морковь.)

— Стайка лисичек напоминает стайку небольших птичек.

— Напишите заголовок и ответьте на вопросы письменно. (1. Лисички яркого цвета, как морковь. 2. В серединке дрожит росинка. 3. Весело смотрит стайка лисичек из зеленого мха.)

— Проверьте написанное.

VI. Рефлексия

(Выборочный диктант.)

— Из каждого четверостишия выпишите пару слов-антонимов.

1. Очень толстый червячок

Яблоку прогрыз бочок.

С тонким он теперь соседом

О скворцах ведет беседу.

2. Нынче пасмурный день был,

Глеб зонт взял, а Лев забыл.

Дождь пролился неплохой.

Лев весь мокрый, Глеб сухой!

3. Любопытный карапуз

Изучал продуктов вкус,

Но из всех запомнил только

Сладкий торт и перец горький.

4. Полный чемодан гордится,

Что поедет за границу,

Ну а старый и пустой

В шкаф отправят на постой.

5. Длинный сарафан для Маши,

Чтоб была всех в мире краше,

А короткий — для Аленки,

Маленькой ее сестренки.

6. “Ох, — вздыхает пес голодный, —

Съесть могу кого угодно!”

Сытый же ему в ответ:

“Ну, тогда меня здесь нет!”

(Проверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью “светофора”.)

VII. Подведение итогов урока

— Чем сегодняшний урок вам запомнился?

— Чему сегодня научились на уроке?

— Что осталось непонятым?

Домашнее задание

Карточка

Подбери к словам антонимы.

Грязный — ...      .

Трусливый — ...     .

Мягкий — ...

Грубый — ...

Светлый — ...






Для любых предложений по сайту: [email protected]