Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год
Как определить гласные звуки - ЗВУКИ И БУКВЫ
Цель: развивать умения различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме.
Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть гласные звуки в словах, правильно обозначать их буквами; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Орфографическая минутка
— Подберите и запишите вместо точек имена детей.
Вяжет... слоненку носочки,
... ему вышивает платочки,
... плетет для слоненка корзинку,
... рисует слоненку картинку.
— Как записали имена детей? (С большой буквы.)
— Подчеркните основу в каждом предложении. Каким членом предложения являются имена? (Подлежащим.)
— Написание каких слов мы запоминали? (Платочки, корзинку, картинку.)
— В каких словах вы можете проверить безударные гласные? (Дети называют слова.)
— Подберите однокоренные слова к слову слоненок. (Слон, слониха, слоновый, слоник.)
III. Самоопределение к деятельности
(Учитель читает четверостишие из стихотворения В. Берестова.)
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
— О чем это стихотворение? (Это стихотворение о гласных звуках.)
— Какие признаки гласных звуков называет автор? (Могут тянуться, кричать, петь.)
— Какой признак гласных звуков могли бы вы добавить? (При произнесении гласных звуков воздух проходит через рот свободно, без преград.)
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 89. Прочитайте тему урока.
— Прочитайте самостоятельно правило и скажите, что можно добавить к тому, что мы уже знаем о гласных звуках. (Гласный звук состоит только из голоса. Гласный образует слог.)
Упр. 134 (с. 89).
— Прочитайте и скажите, почему гласный звук можно назвать голосовым. (Слово образовано от слова глас, что значит голос.)
— Назовите все гласные звуки. (А, О, У, Э, И, Ы.)
— Проверьте любой звук: имеет ли он перечисленные признаки? (Дети называют звук и доказывают, что звук гласный.)
Упр. 135 (с. 89).
— Сколько в русском языке гласных звуков? (Шесть.)
— Запишите гласные звуки.
— Сколько гласных букв в русском языке? (Десять.)
— Запишите их. (А, О, У, Э, И, Ы, Е, Ё, Ю, Я.)
Упр. 136 (с. 90).
— Что изображено в первом круге? (Звуки в квадратных скобках.)
— Что изображено во втором круге? (Буквы, так как нет звуков Е, Ё, Ю, Я.)
— Какими буквами могут обозначаться гласные звуки на письме? ([А] — А, О, Я; [Э] — Е, Э; [О] — О, Ё; [Ы] — Ы, И; [У] — У, Ю; [И] — И, Е, Я.)
(Учащиеся по цепочке называют букву и звук, который она обозначает.)
V. Физкультминутка
На болоте жабы жили
И друг с другом так дружили!
Прыгали они по кочкам,
Спали вместе темной ночкой.
А проснувшись поутру,
Начинали вновь игру:
Сесть, и встать,
И два прыжка...
Вместе весело всегда.
Е. Гайтерова
VI. Закрепление изученного материала
Упр. 137(с. 90).
— Посмотрите на рисунок и скажите: о каких буквах мы будем говорить в этом упражнении? (Е, Ю, Ё, Я.)
— Назовите по рисункам слова, которые начинаются с этих букв.
— Запишите эти слова.
(Учитель записывает слова на доске, учащиеся объясняют орфограммы: юбка — пишем букву Б, проверяем словом (нет) юбок; ежик — ЖИ пиши с И; яблоко — словарное слово, запоминаем букву О; енот — словарное слово, запоминаем букву Е.)
— Что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я в этих словах? (Слоги ЙЭ, ЙО, ЙУ, ЙА.)
— Итак, гласные Е, Ё, Ю, Я могут обозначать слог, когда стоят в начале слова.
Упр. 138 (с. 91).
— Прочитайте пословицы.
— Когда так говорят? (Ответы детей.)
— Что обозначают в словах выделенные буквы? (Теплое — мягкость согласного звука и звук О; ехал — слог ЙЭ; прямо — мягкость согласного звука и звук А; яму — слог ЙА; люди — мягкость согласного звука и звук У; пахать — звук А; он — звук О, руками — звук А; махать — звук А.)
— Спишите одну из пословиц, поставьте ударение.
— Прочитайте информацию на “Страничке для любознательных”.
— Что интересного узнали о букве Э? (Ответы детей.)
VII. Рефлексия
Карточка
Спиши, подчеркни гласные буквы.
В чем цыплята виноваты,
Что скорлупки маловаты?
Да ни в чем.
За эти дни
Просто выросли они!
(Самопроверка. Сверка с образцом. Самооценка с помощью “светофора”.)
VIII. Подведение итогов урока
— Какие признаки гласных звуков мы вспомнили?
— Сколько гласных звуков в русском языке?
— Сколько гласных букв в русском языке?
— Что могут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я? (Мягкость согласного, гласный звук или слог.)
Домашнее задание
Выполнить упр. 139 (с. 91).