Как обозначить мягкость согласного звука на письме - ЗВУКИ И БУКВЫ

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год

Как обозначить мягкость согласного звука на письме - ЗВУКИ И БУКВЫ

Цель: повторить способы обозначения мягкости согласных на письме.

Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на письме; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Орфографическая минутка

— Запишите предложения под диктовку.

Ребята надели лыжи и пошли в лес. Как хорошо в лесу!

— Какие словарные слова вы записали? (Ребята, хорошо.)

— Подчеркните буквы, которые обозначают твердые согласные.

— Почему подчеркнули букву Ж в слове лыжи, ведь после нее идет буква И, обозначающая мягкость согласных? ([Ж] непарный твердый согласный.)

— Какие еще буквы, обозначающие непарные твердые согласные звуки, есть в предложении? ([Ш] в слове хорошо.)

2. Развитие речи

— Продолжите текст. Напишите еще два-три предложения. Используйте слова: деревья, земля, кусты, снеговые шапки, следы, дятел.

(Проверка. Несколько учащихся зачитывают свои тексты, проводится анализ речевых ошибок.)

III. Самоопределение к деятельности

С твердым Л я на стене,

Книги, например, на мне,

Но как только Л смягчите,

Сразу в танец превратите. (Полка — полька.)

— Какая буква, кроме гласных Е, Ё, Ю, Я, обозначает мягкость согласных?

Мягкий голос,

Мягкий шаг,

Это буква... (мягкий знак).

IV. Работа по теме урока

— Прочитайте тему урока. Новая это тема? (Нет, мы знакомились с буквой Ь в 1 классе и повторяли во 2 классе.)

Сегодня на уроке мы обобщим все знания об этой букве, которые получили в 1 и 2 классах.

Упр. 202 (с. 124).

— Почитайте задание. Объясните смысл пословиц.

— Какое из этих качеств вам больше по душе?

— Какие еще хорошие качества вы хотели бы видеть в людях, развить в себе?

— Прочитайте пословицу, которая вам понравилась больше других.

— Откройте памятку нас. 133, приготовьтесь писать по памяти. (Самостоятельная работа. Самопроверка — сверка с текстом учебника. Самооценка: “!”, “+”, “—”.)

— Подчеркните букву Ь. Что вы о ней знаете? (Ответы детей.)

— Прочитайте правило.

— Для чего нужен в русском языке мягкий знак, он же не обозначает звука? (Для обозначения мягкости согласных.)

V. Физкультминутка

Мелкие шажки — раз, два, три.

Легкие прыжки — раз, два, три.

Движенья эти повтори.

Вот и вся зарядка — раз, два, три.

Мягкая посадка — раз, два, три.

VI. Закрепление изученного материала

Упр. 203 (с. 124).

(Самостоятельное выполнение.)

— Какие буквы, указывающие на мягкость согласного звука, вы подчеркнули? (Ь, Е.)

VII. Рефлексия

(Выборочный диктант.)

— Выпишите только слова, в которых нужно писать букву Ь.

Все короче ваша тень,

Это значит — скоро день.

Бежит недалечко реченька-речка.

Меньше ручейка:

Ни поплыть,

Ни нырнуть,

Только ножки обмакнуть чуть-чуть.

(Самопроверка. Сверка с образцом. Самооценка с помощью “светофора”.)

VIII. Подведение итогов урока

— Что вспомнили сегодня на уроке?

— Чему научились?

— Что на уроке показалось трудным?






Для любых предложений по сайту: [email protected]