Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ - ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ

Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к УМК В.П. Канакиной - 2015 год

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ - ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ

Цель: формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать непарные твердые и мягкие согласные звуки русского языка; применять правила правописания; подбирать примеры с определенной орфограммой.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Словарная работа

— Послушайте текст о словарных словах. Запишите их в строчку через запятую, подчеркните орфограммы.

1) Этот предмет — обувь. Ее носят весной, зимой, осенью. Дети любят ходить в этой резиновой обуви по лужам. (Сапоги.)

2) Этот предмет — дерево. Осенью его листья приобретают ярко-красную окраску. Про него люди сочинили поговорку “Дрожит как... лист”. (Осина.)

3) Это овощ. Завезен к нам из Америки. По-итальянски — это помидор, а по-индейски — ... (томат).

4) Этот овощ завезен из Америки мореплавателем Колумбом. При царском дворе его подавали как десерт. А сейчас его подают к столу как гарнир. (Картофель.)

2. Орфографическая минутка

(Графический диктант.)

— Запишите через запятую только опасные буквосочетания в словах, которые сейчас продиктую.

Ночка, точно, мечта, овощной, молочный, мощный, звездочка, помощник.

Ответ. ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, ЧН, ЩН, ЧК, ЩН.

III. Самоопределение к деятельности

— На какие группы можно разделить эти согласные звуки: [Ж], [Ч’], [Ш], [Щ’]? (Звонкие и глухие, мягкие и твердые.)

— Назовите всегда мягкие звуки. ([Ч’], [Щ’])

— Назовите всегда твердые звуки. ([Ж], [Ш].)

— Послушайте грамматическую сказку про эти звуки.

Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом — нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные — Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие — с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ*.

— Соедините эти буквы на доске в “пары дружбы”.

(На доске запись.)

— Определите тему сегодняшнего урока.

— Откройте учебник на с. 10 и прочитайте тему.

IV. Работа по теме урока

Упр. 11 (с. 10).

(Выполнение с комментированием.)

— Посмотрите на условный значок на полях. Какое новое словарное слово встретилось в тексте? (Товарищ.)

— Назовите безударную гласную в этом слове.

Упр. 12 (с. 10).

(Устное выполнение.)

Упр. 13 (с. 10).

(Устное выполнение.)

Упр. 11 (с. 10).

(Работа в парах.)

V. Физкультминутка

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

И писать, друзья, начните.

VI. Закрепление изученного материала

— Прочитайте слова тетушки Совы на с. 11.

— Написание слов с какими орфограммами мы будем закреплять?

Упр. 14 (с. 11).

(Выполняется самостоятельно после предварительного разбора по шагам. Проверка: один ученик читает выписанные слова, остальные учащиеся проверяют себя. Если задание выполнено правильно, на полях выставляют знак “+”.)

VII. Рефлексия

(Письмо под диктовку. Учащиеся выполняют деление слов для переноса, один учащийся работает на доске.)

Вышить, шила, чайник, кувшин, щука, чашка, уши, лыжи, чай.

(Взаимопроверка. Ученик, работавший у доски, открывает решение. Остальные учащиеся меняются тетрадями, проверяют работы по образцу на доске, ошибки исправляют карандашом.)

— Правильно ли написал ваш сосед? Оцените его.

“!” — молодец, ты все написал правильно.

“+” — хорошо, но еще немного ошибаешься.

“—” — тебе нужна помощь учителя.

(Также можно использовать КИМы (с. 43).)

VIII. Подведение итогов урока

— С какими орфограммами познакомились на уроке?

— Что должны помнить о написании этой орфограммы?

— Все ли вам было понятно?

— Какое задание вам было интересно выполнять?

— Что не получилось?

— Где допустили ошибки?

— Кому нужна помощь учителя или товарищей?

Домашнее задание

Выполнить упр. 15 (с. 11).


* Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург: Арго, 1996.






Для любых предложений по сайту: [email protected]