ЧАСТИ РЕЧИ, УПОТРЕБЛЕНИЕ ИХ В РЕЧИ

Русский язык 3 класс - разработки уроков

ЧАСТИ РЕЧИ, УПОТРЕБЛЕНИЕ ИХ В РЕЧИ

Цель: уметь выделять в тексте имена прилагательные по их лексико-грамматическим признакам, выделять словосочетания.

Ход урока

I. Чистописание.

У работящего в руках дело огнем горит.

– Поясните смысл пословицы.

– Поставьте вопросы.

– Подчеркните грамматическую основу предложения.

II. Постановка проблемы и ее анализ.

1. Учитель читает:

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

– О какой части речи эти строки?

2. Выделение в тексте имен прилагательных по лексико-грамматическим признакам. (Упр. 38.)

– Толкование слов «красных» (ворот) и «красна девица».

В некоторых выражениях слово «красный» означает красивый, хороший. Например: красная девица; красное словцо. Подумайте: что значит выражение «красной нитью проходит»? (То есть выделяется отчетливо, подчеркивается какая-нибудь идея.) Древние летописцы первую букву своей книги делали красной. С красной буквы, с красной строки начинался труд их жизни. Центральная площадь Москвы, примыкающая к Кремлю, тоже носит название Красная, то есть самая красивая.

– Для чего необходимы прилагательные в речи?

3. Установление смысловой связи прилагательного с существительным (письменно упр. 39).

Например:

– О какой части речи мы еще не упоминали? Послушайте стихотворение.

Учитель читает:

Что без меня предметы –

Лишь названия,

А я приду –

Все в действие придет.

Летит ракета,

Люди строят зданья,

Цветут сады,

И хлеб в полях растет.

– Какую роль в предложении играет глагол?

4. Подбор подходящих по смыслу глаголов и предлогов. (Упр. 41.)

– Чтобы возвести дом, нужно приготовить части дома – то, из чего необходимо его строить.

– А из каких частей строится речь?

5. Уточнение сформулированных обобщений по учебнику. Работа с правилом на с. 23.

Физкультминутка


III. Закрепление.

Письмо по памяти. (Упр. 37.)

– Назовите существительное в начальной форме, встретившееся в стихотворении.

V. Итог урока.

– Перечислите знакомые вам части речи.

– Что такое существительное? Прилагательное? Глагол? Предлог?

– Подумайте: чем предлог отличается от перечисленных вами частей речи? (Предлог не образует словосочетаний и не является членом предложения.)

Домашнее задание. Упражнение 42.






Для любых предложений по сайту: [email protected]