Ответы

Русский язык - Летние задания - Переходим в 3-й класс - 2017 год

Ответы

Внимание! Все ответы к заданиям читают взрослые.

Занятие 1

1. Китобой использовал устную речь, монолог.

3. Долго рисовала Даша птиц оранжевой гуашью.

Но вмешался Дима в дело:

“Ворон — чёрный, голубь — белый”.

4. Гористый — гора, горка (возможны другие варианты родственных слов).

5. Сто сорóк + сто сорóк = двести сорок.

6. 1) А. Барто. 2) С. Маршак. 3) А. Усачёв. 4) К. Чуковский.

7. Белые грибы — белый гриб, молодой воробей — молодые воробьи, острый нож — острые ножи, высокие дубы — высокий дуб.

8. Кефир — есть только форма ед. ч.

9. Однажды, против всяких правил (правило — что? — сущ.),

Медведь в лесу телегой правил (что делал? — гл.).

10. Это текст-рассуждение. Возможные варианты заголовков: Сорок сороков. Церкви Москвы. Откуда пошла пословица?

Как появилась поговорка “В Москве церквей сорок сороков”?

Не думай, что если умножишь сорок на сорок, то узнаешь точное число храмов. Духовенство разделило город на шесть частей. Каждая из них называлась “сорóк”. На один “сорок” приходилось около сорока церквей.

Общее же количество церквей Москвы не превышает пяти сотен.

11. Она — Муха.

12. Знала — ед. ч.

13. Ребус. Завод.

Занятие 2

1. Учитель использовал устную речь. Её нельзя назвать диалогом, потому что в диалоге участвуют несколько человек.

2. Изморось — моросить (возможны другие варианты родственных слов).

4. Антонимы — злиться и веселиться.

5. В оба ýха Петя слушал, как готовится ухá.

6. 1) Б. Заходер. 2) В. Крапивин. 3) С. Михалков. 4) Саша Чёрный.

7. Молоко — есть только форма ед. ч.

8. Возможный вариант ответа:

Существительные

Прилагательные

Глаголы

чистота

чистый

чистить

белизна

белый

белить

бег

беговой

бегать

9. Черепаха — она.

10.Высокие столбы — высокий столб, сильный муравей — сильные муравьи, быстрый стриж — быстрые стрижи, вкусные обеды — вкусный обед.

11. Это текст-описание. Возможные варианты заголовков: Картина И. Шишкина. “Утро в сосновом лесу”.

“Утро в сосновом лесу” — замечательная картина И. Шишкина. Лучи солнца чуть тронули вершины деревьев. А в лесу идёт своя жизнь. Перед нами медвежье семейство. Возятся на широком стволе медвежата. За ними внимательно следит медведица. И только третий малыш не участвует в игре. Он встал на задние лапки и наблюдает за восходом.

12. Прочитаем — мн. ч.

13. Кроссворд. 1. Корень. 2. Главные. 3. Монолог. 4. Переносное.

Занятие 3

1. Девочка использует письменную речь, мальчик — устную.

3. Разворчался старый дед: “Доживёшь вот до ста лет...” Внук ответил: “Никогда! Буду молодым всегда!”

4. Деление — делить (возможны другие варианты родственных слов).

5. Сбежались мы со всех сторон смотреть, как чёрный ворон гнал ворон.

6. 1) В. Драгунский. 2) В. Осеева. 3) И. Пивоварова. 4) К. Ушинский.

7. Душистые стога — душистый стог, пчелиный улей — пчелиные ульи, серая мышь — серые мыши, белые снега — белый снег.

8. Качели — есть только форма мн. ч.

9. Промчалась буря, ветер стих (что сделал? — гл.),

Поэт заканчивает стих (что? — сущ.).

10. Он — Вовка.

11. Построил — ед. ч.

12. Это текст-рассуждение. Возможные варианты заголовков: Динозавры. Изучение динозавров.

Динозавры жили на планете Земля много миллионов лет назад. Учёные ищут окаменелые кости в горах и ущельях. Но целиком кости почти не сохраняются. Чаще всего находят только отпечатки лап. По ним учёные строят догадки, как выглядело животное.

13. Ребус. Семья.

Занятие 4

1. Учитель использует устную речь, монолог.

3. Проходят (корабли) — проплывают/плывут.

4. Ножка — нога, ноженька (возможны другие варианты родственных слов).

5. 1) “Зайцы”. 2) “Лев и собачка”. 3) “Пожарные собаки”. 4) “Черепаха”.

6. Печь блины сплошная мýка: рассыпается мукá!

7. Большие сугробы — большой сугроб, говорящий попугай — говорящие попугаи, дубовые рощи — дубовая роща, певчие дрозды — певчий дрозд.

8. Очки — есть только форма мн. ч.

9. Это текст-описание. Возможные варианты заголовков: Весенний дождь. Дождь в лесу.

Весь день льёт первый весенний дождь. Снег на полях и в лесу стал зернистым. Вокруг елей в лесу стоят маленькие спокойные озёра. На открытых полянах торопливый дождь не даёт на лужах вставать пузырям. Но в озёрах под ёлочками капельки с сучьев падают тяжёлые. Падают капли в воду и дают большие пузыри.

10. Затопила мама печь (что? — сущ.),

Пироги нам будет печь (что делать? — гл.).

11. Он — лев.

12. Читают — мн. ч.

13. Ребус. Ягода.

Занятие 5

1. Крокодил использовал устную речь, монолог.

2. 1) “Синий кинжал”. 2) “Слава Ивана Козловского”. 3) “Смерть шпиона Гадюкина”. 4) “Старый Мореход”.

3. Зáмок закрыт на замóк.

5. Лев весь мокрый, Глеб — сухой.

6. Словарь — слово (возможны другие варианты родственных слов).

7. Зимние холода — зимний холод, высокое дерево — высокие деревья, колючий ёрш — колючие ерши, заклятые враги — заклятый враг.

8. Брюки — есть только форма мн. ч.

9. Возможный вариант ответа:

Существительные

Прилагательные

Глаголы

зелень

зелёный

зеленеть

свет

световой

светить

ум

умный

умнеть

10. Ворона — она.

11. Плавал — ед. ч.

12. Это текст-рассуждение. Возможные варианты заголовков: Белки. Умелые зверьки.

Белки отлично приспособлены для жизни на деревьях. Они легко перелетают с веточки на веточку. Хвост служит им и рулём. А ещё у белок есть особые волоски. Растут они на мордочке, лапках и даже на животике. Этими волосками белка ощущает движение воздуха. Хищника близко не подпустит!

13. Кроссворд. 1. Диалог. 2. Палиндром. 3. Подлежащее. 4. Орфограмма.

Занятие 6

1. Дочка использует письмо, а папа — чтение.

3. Синонимы — ототри, очисть.

4. Сырость — сырой (возможны другие варианты родственных слов).

5. Заводи лодку вон туда, в той заводи мы переждём бурю.

6. 1) “Кто чем поёт?” 2) “Кукушонок”. 3) “Лис и Мышонок”. 4) “Подкидыш”.

7. Породистые доги — породистый дог, трудные задачи — трудная задача, прозрачный ручей — прозрачные ручьи, пологие съезды — пологий съезд.

8. Это текст-повествование. Возможные варианты заголовков: Поездка в Кусково. Субботняя экскурсия.

В субботу мы всем классом поехали в усадьбу Кусково. По широкой аллее Ольга Николаевна провела нас к господскому дому. Там мы осмотрели комнаты и замечательную коллекцию картин. После экскурсии мы гуляли в парке и посетили грот. Одна из его стен заросла вьюном. Нам очень понравилось. Никто не хотел возвращаться домой.

9. Со стекла (стекло — что? — сущ.)

Вода стекла (что сделала? — гл.).

10. Оно — зеркальце.

11. Конфета — ед. ч. и мн. ч.

12. Знают — мн. ч.

13. Карта — парта.

Занятие 7

1. Герои используют устную речь, бабушка — чтение, а дети — слушание.

3. Вышел в поле храбрый рыцарь,

Может он с любым сразиться,

А трусливого зайчонка

Испугает и девчонка!

4. Купаться — купание (возможны другие варианты родственных слов).

5. Я ужé других не хуже, знаю: речка моря ýже.

6. 1) “Двадцать лет под кроватью”. 2) “Девочка на шаре”. 3) “Одна капля убивает лошадь”. 4) “Он живой и светится...”

7. Закрытые склады — закрытый склад, морские скаты — морской скат, деревянный стул — деревянные стулья, весёлый чиж — весёлые чижи.

8. Ножницы — есть только форма мн. ч.

9. Утром дождь пошёл косой (какой? — прил.).

Сено дед косил косой (коса — что? — сущ.).

10. Сыр — он.

11. Это текст-описание. Возможные варианты заголовков: Картина “Устный счёт”. Картина Богданова-Бельского.

Русский художник Богданов-Бельский — крестьянин по происхождению. Своё творчество он посвятил изображению жизни народа. Известность живописцу принесла картина “Устный счёт”. Перед нами обычный класс сельской школы. Ребята решают задачку. Один мальчик уже решил её и делится “по секрету” с учителем. Другие только ищут решение.

Дети очень бедно одеты, но они тянутся к знаниям, которые помогут им во взрослой жизни.

12. Грызут — мн. ч.

13. Кроссворд. 1. Однозначные. 2. Сказуемое. 3. Ударение. 4. Грамматическая.

Занятие 8

1. Девочка использовала устную речь, монолог.

3. Хмурый день — переносное значение, хмурый человек — прямое значение.

4. На дворе совсем темно: сéло солнце за селó.

5. Ленивый — лень (возможны другие варианты родственных слов).

6. Возможный вариант ответа:

Существительные

Прилагательные

Глаголы

бег

беговой

бегать

седина

седой

седеть

желтизна

жёлтый

желтеть

7. Отвечают — мн. ч.

8. 1) “Английский язык”. 2) “Математика”. 3) “Окружающий мир”. 4) “Русский язык”.

9. Интересные рассказы — интересный рассказ, тропические острова — тропический остров, широкое крыло — широкие крылья, пугливый ёж — пугливые ежи.

10. Это текст-повествование. Возможные варианты заголовков: Котята. Пушистые шалуны.

У моей кошечки Мурки родились котята. Сначала они были слепые. Но уже скоро пушистые комочки превратились в маленьких шалунов. Маме не нравилось, что котята всё время вьются под ногами. Тогда мы решили отдать их в добрые руки. Одного котёнка взяла соседка. А другого забрал мой одноклассник.

11. Столяры и плотники — они.

12. Санки — есть только форма мн. ч.

13. Кроссворд. 1. Суббота. 2. Класс. 3. Троллейбус. 4. Масса.

Занятие 9

1. Санька использовал слушание и речь про себя.

3. Свежая булка — прямое значение, свежая газета — переносное значение.

4. Потоп — утопить (возможны другие варианты родственных слов).

5. Спешат по циферблату стрелки, а в цель попасть спешат стрелки.

6. Ворота — есть только форма мн. ч.

7. 1) Гвоздика. 2) Корица. 3) Лавровый лист. 4) Перец.

8. Заросшие пруды — заросший пруд, деревянный кол — деревянные колья, сухой камыш — сухие камыши, ивовые прутья — ивовый прут.

9. Закрыли — мн. ч.

10. Деревенский старожил (кто? — сущ.)

Сад вишнёвый сторожил (что делал? — гл.).

11. Его — Балду.

12. Это текст-рассуждение. Возможные варианты заголовков: Разные волны. Ласковые и страшные волны.

Волна — какое мягкое слово. Волна бывает ласковой. Подуй на блюдечко с водой. От твоего дыхания появляется рябь. В морях она возникает от ветра. Но иногда наблюдают сорокаметровые валы. Они называются цунами. Возникают они из-за извержения подводного вулкана. Разрушительная сила цунами страшна. Много бед приносят цунами людям, которые живут на побережье.

13. Корона — корова.

Занятие 10

1. Речь нельзя назвать диалогом, потому что диалог — речь двух или более лиц.

3. Любопытный карапуз

Изучал продуктов вкус.

Но из всех запомнил только

Сладкий мёд и перец горький...

4. Полюшко — поле (возможны другие варианты родственных слов).

5. Вéрхом над обрывом трое ехали верхóм.

6. Больные зубы — больной зуб, картофельные супы — картофельный суп, голосистый соловей — голосистые соловьи, весёлый малыш — весёлые малыши.

7. Джинсы — есть только форма мн. ч.

8. 1) Австралия. 2) Антарктида. 3) Африка. 4) Северная Америка.

9. Это текст-рассуждение. Возможные варианты заголовков: Хамелеон. Удивительные способности.

Вы знаете, что животные могут менять цвета? И это не связано со старостью или сменой времён года. Всем известен хамелеон. По его одёжке видно, какое у него настроение. Рассердившись или испугавшись, он темнеет. Учёные пытались заставить его изменить цвет. Хлопали, кричали, пугали — не перекрашивается! Но посадили в соседнюю клетку змею, и он потемнел!

10. Они — старик со старухой.

11. Без шампуня и без мыла (мыло — что? — сущ.)

Даша долго куклу мыла (что делала? — гл.).

12. Принесли — мн. ч.

13. Кошка — кочка — почка — пачка — тачка.

Занятие 11

1. Стрекоза использовала устную речь, монолог.

2. Земля отдыхает под паром, по речке проходит паром.

4. Чистая тетрадь — прямое значение, чистая совесть — переносное значение.

5. Шорты — есть только форма мн. ч.

6. 1) Берёза. 2) Дуб. 3) Клён. 4) Ясень.

7. Запасные выходы — запасной выход, пушистое перо — пушистые перья, арктический морж — арктические моржи, белые пароходы — белый пароход.

8. Возможный вариант ответа:

Существительные

Прилагательные

Глаголы

поездка

ездовой

ездить

соль

солёный

солить

знакомство

знакомый

знакомиться

9. Меньшинство — меньший, менее (возможны другие варианты родственных слов).

10. Ты — кумушка.

11. Умножал — ед. ч.

12. Это текст-рассуждение. Возможные варианты заголовков: Корешок. Жизнь корня.

Тяжело живёт обычный корешок. Попробуй выкачать из земли нужное количество воды! А если вокруг пустыня? А ещё надо закрепиться в земле, чтобы ветер не вырвал. И запас на чёрный день отложить. Поэтому некоторые растения используют корешок как копилку. Они собирают там питательные вещества. Так делают морковь или свёкла. Жидкости в таких кореньях очень много.

13. Кроссворд. 1. Здоровье. 2. Вьюга. 3. Вьюнок. 4. Платье.

Занятие 12

1. Девочки использовали письмо, письменную речь.

2. Синонимы — немного, чуть-чуть.

4. Посидеть — сижу, посиделки (возможны другие варианты родственных слов).

5. Вове пригодился гвóздик, он сделал ящик для гвозди´к.

6. Клéщи — есть только форма мн. ч.

7. 1) “Весёлые картинки”. 2) “Геолёнок”. 3) “Колобок”. 4) “Мурзилка”.

8. Бычьи рога — бычий рог, чумазая свинья — чумазые свиньи, серая мышь — серые мыши, последние уроки — последний урок.

9. Её — царевну.

10. Возможный вариант ответа:

Существительные

Прилагательные

Глаголы

стрелок

стрелковый

стрелять

чистота

чистый

чистить

жизнь

живой

жить

11. Переписал — ед. ч.

12. Это текст-описание. Возможные варианты заголовков: Весна в лесу. Весенняя уборка.

Денёк-другой — и весь хлам в лесу природа начнёт закрывать. Цветочками, травкой, молодой порослью. Ещё не отцвели орехи и ольха. Их золотые серёжки словно дымятся от прикосновения птичек. Но не они теперь царят. Сейчас удивляют красотой звёздочки “волчьего лыка”.

Лёд растаял на лесной дорожке, остался навоз. И на него налетело из сосновых шишек множество семян.

13. Речка — печка — пешка — пушка — мушка.






Для любых предложений по сайту: [email protected]