Синонимы

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 4(5) класс

Синонимы

Ход урока

1. Мобилизующий этап

Учащиеся под диктовку пишут словосочетания:

Рукав пиджака, зеленый лук, золотое кольцо, старый аэроплан, большой самолет, тугой лук, золотые волосы, рукав реки.

Учитель. Прочитайте словосочетания. Расскажите о написании слов, из которых они состоят, объедините их по орфограммам.

Здесь есть слова с проверяемой безударной гласной. В слове зеленый, безударная гласная е. Проверочное слово зелень. В слове золотое безударная гласная первая о. Проверочное слово золото. В словах кольцо, большой безударная гласная о. Проверочные слова кольца, больше. В слове реки безударная гласная е, проверочное слово реки.

Аналогичным образом осуществляется работа с другими орфограммами.

Учитель. А теперь объедините словосочетания по лексическим группам. Обоснуйте своп действия.

Можно объединить словосочетания рукав пиджака и рукав реки. Здесь слова рукав многозначное. Оно называет сходные между собой предметы.

Можно объединить словосочетания зеленый лук и тугой лук. В них есть слова омонимы. Это слова одинаковой чисти речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. В первом словосочетании слово лук обозначает растение, а во втором - вид оружия.

Можно объединить словосочетания золотое кольцо и золотые волосы. В первом словосочетании слово золотое употреблено в прямом значении; кольцо сделано из золота. Во втором словосочетании слово золотые употреблено в переносном значении. Волосы имеют цвет золота.


2. Формулирование темы и цели урока

- Учитель. Установите, по какому признаку можно объединить остальные словосочетания, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

В словосочетаниях старый аэроплан и большой самолет есть слова, близкие по значению: аэроплан и самолет. Значит, тема сегодняшнего урока — «Слова, близкие по значению».

Учитель. Какие слова называются синонимами. Уточните тему сегодняшнего урока.

Тема сегодняшнего урока — «Синонимы».

Учитель пишет тему урока на доске.

Учитель. Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте запись на доске.

1) Расширить и углубить ...;

2) учиться находить ... и видеть их различия;

3) познакомиться с .

Цель урока: расширить и углубить знания о синонимах; учиться находить синонимы, и видеть их различия; познакомиться с новыми словарными словами.


3. Изучение нового материала

На доске написаны слова:

рука, зеленый, бояться, лапа, изумрудный, страшиться.

Учитель. Прочитайте слова. Найдите среди них синонимы. Напишите их парами:

рука — лапа

зеленый — изумрудный

бояться — страшиться

Учитель. Какой частью речи — одной и той же или разными — являются слова каждой пары?

Слова каждой пары являются одной и той же частью речи. В первой паре это имена существительные, во второй — имена прилагательные, в третьей — глаголы.

Учитель. Что обозначают слова первой пары?

Слова первой пары обозначают один и тот же предмет.

Учитель. Что обозначают слова второй и третьей пар?

Слова второй пары: зеленый и изумрудный обозначают один и тот же признак. Слова третьей пары бояться — страшиться обозначают одно и то же действие.

Учитель. Сделайте вывод из ваших рассуждений. Что такое синонимы?

Синонимы — это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же.

Учитель. Несмотря на то, что синонимы обозначают одно и то же, они имеют определенные различия. Назовите еще раз синонимы первой пары. Скажите, в какой речи чаще употребляется слово рука, a в какой — лапа, если имеется в виду человек.

Слово рука чаще употребляется в литературной речи, а лапа — в разговорной.

Учитель. Сделайте вывод, чем могут отличаться синонимы.

Синонимы могут отличаться употреблением в речи.

Учитель. Чем отличаются синонимы зеленый и изумрудный?

Слово зеленый обозначает цвет травы, зелени, а слово изумрудный — ярко-зеленый цвет. Эти слова отличаются оттенками значения.

Учитель. Чем отличаются синонимы бояться — страшиться?

Слово бояться обозначает чувство страха, а страшиться обозначает очень бояться.

Учитель. Скажите, чем отличаются последние пары синонимов.

В двух последних парах синонимов слова отличаются оттенками лексического значения.

Учитель. А теперь дайте полное определение синонимам.

Синонимы — это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Учитель. Прочитайте материал о синонимах в учебнике. Сравните его с нашими рассуждениями и выводом.

Что такое синонимы? Приведите примеры.


4. Закрепление изученного материала

Упражнение 1

1. Сказать, сморозить, промолвить, буркнуть, проговорить.

2. Пища, снедь, еда, питание, кормежка.

3. Идти, шествовать, шагать, валить, семенить.

4. Разговорчивый, речистый, говорливый, трепливый, празднословный.


Употребление слов в речи


Исходное

Нейтральное

Устаревшее

Разговорное

Просторечное

плакать

рыдать

стенать

хныкать

хлюпать


Учитель. Прочитайте ряды слов и рассмотрите таблицу. Сформулируйте задание.

В упражнении даны четыре ряда синонимов. Надо вписать их в таблицу в указанном порядке: исходное, нейтральное, устаревшее, разговорное, просторечное слова.

Задание выполняется сначала коллективно, затем индивидуально. Осуществляется его проверка.

Учитель. Еще раз скажите, что такое синонимы. Приведите свои примеры.

Назовите слова, состав которых соответствует схеме:

.


5. Словарно-орфографическая работа

Учитель. Сегодня мы познакомимся с двумя словарными словами, Это синонимы к имени прилагательному из упражнения, которое выполнялось н начале урока. В нем звуков меньше, чем букв. Назовите имя прилагательное из упражнения и его синонимы.

Имя прилагательное из упражнения — большой. В нем звуков меньше, чем букв. Его синонимы — огромный, громадный.

Учитель. Что означают слова огромный, громадный?

Слово огромный означает очень большой. Громадный больше, чем огромный.

Учитель. Откройте орфографический словарь. Найдите в нем новые слова. Скажите, как они пишутся.

В слове огромный три слога. Второй слог ударный. Непроверяемая безударная гласная о. Ее надо запомнить.

В слове громадный тоже три слога. Второй слог ударный. Непроверяемая безударная гласная о. Ее надо запомнить.

Учитель. Найдите и исправьте ошибку в предложении: Большие корабли бороздят большие моря и большие океаны.

В этом предложении три раза повторяется слово большой. Правильным будет такой вариант: Большие корабли бороздят огромные моря и громадные океаны.

Учитель. Напишите это предложение, подчеркните в нем синонимы и орфограммы.

Скажите, что такое синонимы.


6. Закрепление изученного материала (продолжение)

Упражнение 2

Могучее государство — могучая страна;

любимая отчизна — ?

душистый цветок — ?

безграничный простор — ?

известный актер — ?

иногда уезжать — ?.

Учитель. Внимательно рассмотрите записи на доске. Сформулируйте к ней задание.

К каждому словосочетанию подобрать и написать другое, заменив выделенное слово синонимом.

Учитель. Какое словосочетание можно выделить из ясного столбика и почему?

Можно выделить словосочетание иногда уезжать, тик как оно состоит из глагола и наречия, а остальные — из существительного и прилагательного.


Упражнение 3

Гордыня, чванство, кичливость, надутость, гонор, амбиция, фанаберия — все эти слова показывают отрицательные стороны человека. Интересно происхождение слова чванство. В древности «чаша», «жбан» звучали как «чван», и человек, который подавал чашу царям, назывался «чванчий». Это была очень важная должность. Конечно, чванчии кичились, важничали, чванились. От этого и получилось чванство! (По Н. Сладкову)

image22

Учитель. Прочтите текст. Обратите внимание на условные изображения. Сформулируйте к ним свое падание в соответствии с темой урока.

Надо выписать из текста три ряда синонимов.

Учитель. Какие слова вы могли бы добавить в первый и последний ряды?

Зазнайство, зазнавались.


7. Итог урока

Учитель. С какой группой слов мы познакомились сегодня на уроке?

Мы познакомились сегодня с синонимами.

Учитель. Расскажите, что такое синонимы. Приведите возможно большее количество синонимов к слову большой, кроме тех, что уже звучали на уроке. Назовите их по принципу «снежного кома», то есть произнесите свое слово и повторите все те, которые были сказаны до вас.

Ответы детей.

Дается домашнее задание. Оценивается работа учеников.






Для любых предложений по сайту: [email protected]